Более 94% дошкольников в России используют смартфоны и другие гаджеты, 77% из них держат в руках умные устройства ежедневно по несколько часов. И только примерно в 10% случаев в играх с гаджетами вместе с детьми участвуют взрослые. В этом заключается одна из ошибок родителей, пришли к выводу исследователи из МГУ и Российской академии образования.
Ученые – психологи и специалисты в сфере образования – опросили порядка 3 тыс. родителей и 800 дошкольников. Им задавали вопросы о том, как часто они используют гаджеты. Также исследователи пытались выяснить, как разные способы использования влияют на развитие ребенка, его способности адаптироваться и учиться.
Один из выводов – гаджеты могут быть полезными, если в играх и просмотре мультфильмов участвуют взрослые.
– Этот вариант способствует достижению ребенком более высокого уровня саморегуляции. В то же время, когда ребенок остается один на один с этим же цифровым устройством, то все, что он может извлечь из него, умещается в рамках того или иного приложения. Большинство этих приложений не способствуют необходимому развитию, –
пояснил «Интерфаксу» заведующий кафедрой педагогики факультета психологии МГУ Александр Веракса.
Также ученые заметили, что даже совместный с родителями просмотр фильмов для взрослой аудитории зачастую приводит к тому, что у детей медленнее развиваются речевые навыки. Слова не входят в лексикон детей, если их не используют в быту родители. Негативно влияет на развитие речи и пассивное восприятие информации с экрана, без обсуждения увиденного с родителем.
Впрочем, психологи пока не пришли к выводу о том, сколько времени гаджеты должны быть в руках детей. Исследователи заметили, что старшие дошкольники, пользующиеся гаджетами не чаще 2 раз в неделю, имеют лучший уровень саморегуляции. Однако это может происходить не из-за частоты использования, а из-за особого внимания родителей к вопросу.
Ученые кроме того, настаивают на тестировании приложений для детей родителями. Лучшим вариантом психологи называют приложения, рассчитанные на совместные игры ребенка с другими людьми – родителями и сверстниками. Набор наблюдений и правил для родителей ученые
поместили в сборник, опубликованный на сайте проекта «Растем вместе».