ЮФО стал последним среди семи федеральных округов России, где прошли подобные совещания. Они нужны для того, чтобы точнее учесть нужды регионов по развитию железных дорог. Уже к 9 августа сумма этих предложений должна быть на столе главы Минтранса, чтобы успеть откорректировать Стратегию до ее утверждения.
Напомним: еще в апреле прошло совещание под председательством Президента РФ В. Путина по перспективам железнодорожного транспорта. Главным итогом совещания и стало решение о разработке Стратегии. Вопрос об ее утверждении будет вынесен на рассмотрение Госсовета, который предполагается провести в ноябре. Проект документа до 6 сентября 2007 года уже должен быть представлен в правительство РФ, а в октябре – обсужден на Всероссийском железнодорожном съезде.
Важная особенность новой концепции: впервые в истории новой России деньги на развитие железнодорожного транспорта будут выделены из федерального бюджета. До сих пор казна тратилась на любые виды транспорта, кроме железнодорожного.
К слову, деньги к РАО «приплывут» немалые: до 2030 года – 585 млрд. рублей, до 2015-го – 60 млрд. При этом, по словам В. Якунина, одним из приоритетов в развитии РЖД станет развитие железнодорожной инфраструктуры на территории ЮФО. Не случайно главы регионов в целом эту Стратегию поддержали. Регионам придется взять на себя лишь порядка 7% затрат по реализации Стратегии. Правда, это коснется железнодорожных линий, имеющих значение именно для регионов. Вопрос решен в принципе, остается детализировать, кто и за что платит.
– Мы пока не провели детальную разбивку участия субъектов Федерации, РЖД и федерального бюджета по конкретным программам, – подчеркнул министр И. Левитин. – Стратегия – это ведь не проектно-сметная документация на реальные объекты. Проекты будут позже.
Среди основных направлений Стратегии – обеспечение доставки пассажиров к южным берегам. При этом учитывается усложнение обстановки в связи с выбором Сочи в качестве столицы Олимпийских игр.
– Предстоит перевезти колоссальный объем строительных грузов, техники, и пока что я не могу однозначно сказать, как соотнести грузовую и пассажирскую работу без ущерба для одной из них. Будем решать, – заявил на пресс-конференции глава РАО «РЖД».
Многое уже делается, подчеркнул он. Проведена большая работа по созданию скоростного сообщения Москва – Адлер – это 1,5 тысячи км. Время в пути фирменного поезда ?101/102 «Сочи» сократилось на 2 часа 44 минуты – до немногим менее 25 часов. Больше стало удобств для пассажиров. Все вагоны новые – с дисковыми тормозами, автоматическими выдвижными подножками, современными системами пожаротушения и кондиционирования. Но это только первый шаг. Уже в этом году путь из столицы к морю займет уже менее суток, а в перспективе – 18 часов. По предварительным расчетам, организация скоростного движения на СКЖД обойдется без малого в 4 млрд. рублей.
При этом было подчеркнуто: речи о том, чтобы строить отдельную скоростную магистраль, не идет. РАО «РЖД» строит на имеющейся трассе участки высокоскоростного движения. Их число будет расти по мере снижения пропускной способности магистрали.
Не исключено, что в рамках Стратегии скоростные поезда пойдут в обход Ростова и Краснодара – по новым участкам. С одной стороны, это хорошо: городам будет легче. Но с другой – как «прицепиться» к таким поездам ростовчанам, чтобы добраться до Сочи за считанные часы?
Серьезные задачи стоят и по грузовой работе. Так, морской порт Новороссийска с 1992 года втрое нарастил перевалку грузов. Существующая железнодорожная нитка к порту уже забита до предела, и чтобы порту и далее наращивать объемы, видимо, не обойтись без строительства второго железнодорожного захода в Новороссийск.
По словам Ю. Левитина, новая Стратегия тесно увязана с развитием автомобильной сети, морских портов, внутренних водных путей. Прогноз министра:
– В регионе будет достаточно горячо. Мы одновременно начинаем модернизацию железнодорожной линии на Сочи, реконструкцию дороги М4 «Дон», канала Волга-Дон. Эти сложные проекты должны реализовываться одновременно. В свое время СМИ подробно писали о новом проекте века – строительстве железнодорожного пути к Сочи напрямик, через горы. При этом можно было бы постепенно демонтировать нынешнюю магистраль на участке Туапсе – Адлер, которая идет по самой кромке берега, едва ли не по пляжам. Это накладно: прибой разбивает насыпь дороги, на ее укрепление тратятся миллиарды. Одного щебня для укрепления берегов отсыпается до 1 млн. тонн. Перенос дороги исключил бы эти траты, да и в прибрежной зоне стало бы тише. Прибавилось бы места для строительства новых здравниц, развития всей инфраструктуры отдыха.
Учтен ли этот проект в Стратегии? Прямого ответа журналисты так и не получили. Глава РАО «РЖД» заявил:
– Я не скрывал, что у меня отношение к этому проекту сдержанное. Любой проект для меня начинается хотя бы с конкретного предложения. Да, идеологически решение по этому поводу принято. Однако нужно эту идеологию превратить в реальные проекты. А для этого необходимо создать мощную проектную компанию – повидимому, государственную, с бюджетным финансированием. Нужно учесть, что к железной дороге привязаны все рокадные хода, те же автобусные маршруты. Если дорога уйдет в горы, как быть с ними? Это очень сложная и дорогостоящая идея.
Аналогичный вопрос накануне совещания я задал и начальнику СКЖД Владимиру Голоскокову. Вопрос в следующем: прибрежную ветку лимитирует то, что на протяжении 60 км там всего лишь один путь. Это резко сужает ее возможности. Для развития дороги необходимо строительство вторых путей на этих участках. Но тут начинаются проблемы – нужно для этого пробивать новые туннели, а дело это крайне дорогое
– Специалисты работают над технико-экономическим обоснованием, что выгоднее – строить вторую нитку по побережью или еще один путь – через Кавказский хребет. Есть два проекта, это большой труд. Позже вы все узнаете.
Когда наступит это «позже», В. Голоскоков не сказал. Интрига вокруг того, каким именно маршрутом мы поедем в Сочи на Олимпиаду, сохраняется.
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.