Говорят, в споре рождается истина. За состоявшимся сегодня "круглым столом" по вопросам подготовки руководительских кадров спор вспыхнул, подобно пожару. Организованная областным центром занятости населения и ассоциацией выпускников Президентской программы подготовки управленческих кадров, дискуссия была призвана обозначить проблемы в области специальной подготовки кадров для крупных промышленных предприятий-работодателей. Однако, мнения о необходимости такой подготовки и, как следствие, о бюджетировании обучения своих настоящих и будущих сотрудников разделились.
Так, представитель ЗАО "Швея", Иосиф Ланда, поделился горьким опытом: "Я беру "нулевых" работников с третьего курса бывшего Шахтинского ТИБО, в течение двух лет обучаю, передаю навыки, умения, а потом звонит мэр города и говорит: "Дай мне эту девочку". Или сам специалист пишет заявление об уходе. В таких случаях надо увольнять не за счет работодателя, пускай сами ищут себе новое место!"
Категорически не согласилась с такой точкой зрения Лидия Ткаченко, начальник управления Федеральной службы занятости населения РО. По ее словам, на наших предприятиях работодатель зачастую сам вынуждает работника написать заявление об уходе "по собственному желанию". Для предотвращения же "собственноручных" увольнений существует система мотиваций, при соблюдении которой вопрос об "измене" не стоит так остро.
Для некоммерческого партнерства "Водный транспорт Дона" проблема подготовки специалистов заключается в отсутствии должной подготовки. По словам исполнительного директора партнерства, Александра Бочарова, в нашей области все ВУЗы данной специализации являются филиалами иногородних учебных заведений, где возраст основного преподавательского состава - более 70 лет. Кроме того, зарплаты преподавателей остаются на том же жалком уровне, когда "новые стипендии одаренных студентов в несколько раз превышают зарплаты одаренных учителей".
По мнению же Лидии Ткаченко, заработные платы преподавательского состава ВУЗов, большинство из которых работает на коммерческой основе, давно не столь плачевны. Гораздо более плачевное у нас все же качество обучения, особенно из-за отсутствия учебного оборудования.
- Мы на заводе выпустили уже десятки новых электровозов, - соглашается Владимир Скарга, директор по персоналу и соц. вопросам ООО ПК "НЭВЗ", - а в в наших ВУЗах стоит оборудоване 1964 года. Сегодня преподавателей надо учить!
На Западе все преподаватели, менеджеры, миллионеры, миллиордеры обязательно хотя бы раз в год посещают курсы, семинары по развитию и повышению квалификации.
В нашей стране, в нашем городе на протяжении последних лет руководители и преподаватели проходят обучение и стажировку в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров. По решению Президента РФ, данная программа продлена только до 2007 года, затем финансирование программы возьмут на себя работодатели.
Особо инициативные и энергичные выпускники программы организовали Ассоциацию, в которую можно легко попасть будучи выпускником, написав разве что заявление. Цель работы ассоциации - помочь работодателю найти такого руководителя среднего - и особенно - высшего звена, который сможет развивать предприятие, привносить свой опыт, будет в состоянии удерживать коллектив, мотивировать и создавать в нем необходимую атмосферу. В распоряжении ассоциации - серьезная база данных руководителей среднего и высшего звена.
Однако напрашивается вопрос о возможности существования таковой базы, учитывая востребованность профессионалов-руководителей. Как получается, что обученные силами предприятия сотрудники просто остаются без работы?
По идее, Президентская программа подготовки руководительских кадров призвана привнести полученный опыт и знания в развитие конкретного предприятия. Конкурсный набор документов на обучение в рамках программы, равно как и профессиональное собеседование, включает описание конкретных перспектив, бизнес-расчетов, планирования деятельности данного предприятия при работе в нем данного управленца. Работодатель терпит серьезные моральные и иногда материальные убытки, позволяя ценному сотруднику посещать лекции и семинары, а затем отсутствовать от 3 недель до 3 месяцев в период стажировки. Учитывая невероятное течение времени на крупных предприятиях и скорость изменений и развития, после трехмесячного отсутствия, специалист возвращается не только с огромным багажом знаний и решимости двигать горы, но и с ощущением, подобным тому, что испытывают космонавты, возвращаясь из долгой космической командировки. Опыт показывает, что зачастую работодатель не готов к таким затратам и к "теплому приему" своего ценного сотрудника.
По словам Татьяны Литвиновой, председателя правления Ассоциации выпускников Президентской программы, почти 70% выпускников сталкиваются с этой проблемой. Существует другая острая проблема - зачастую желание и огонь в глазах сотрудника получить дополнительное образование не соответствует желанию руководителя отпустить сотрудника.
Получается, что нашим работодателям профессиональные, энергичные, опытные, ценные руководители не нужны?! И где та грань между готовностью нашей экономики перенять зарубежные стандарты работы и между нашим устоявшимся менталитетом?!
И рождается ли в споре истина, когда после дебатов, громких речей и призывов к действию остается столько вопросов?!
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.