Экономика

Станет ли Ростов Ванкувером?

Станет ли Ростов Ванкувером?

На днях в донской столице с деловым визитом побывал  руководитель Федерального агентства по строительству и ЖКХ Сергей Круглик. В областной администрации он провел совещание по градостроительному регулированию в нашем регионе. В зале собрались руководители строительного комплекса России и Дона, главные архитекторы городов и районов.

Группа специалистов Росстроя РФ проверила, как на Дону вводятся новые нормы Градостроительного Кодекса РФ и выполняются делегированные регионам России полномочия в области градостроительной деятельности и экспертизы.

-В Ростовской области все происходит так, как надо, в соответствии с законодательством. Никаких проблем нет, - заявил Сергей Круглик.

Он отметил тот факт, что строительный сектор на Дону динамично развивается. Прежде всего, речь идет о жилье. Здесь амбиции ростовчан по темпам роста приближаются к общероссийским, а на юге России они лидируют. При этом основы для нынешнего рывка были заложены еще задолго до появления нацпроекта «Доступное и комфортное жилье», лет 7-8 назад. Именно тогда в администрации РО решили всерьез заняться инфраструктурой, прежде всего, крупных городов. В частности, масштабные вложения позволили построить в прошлом году 68-й коллектор – настоящее «метро», по которому канализационные стоки значительной части Ростова переправляются под руслом Дона на левый берег, к очистным сооружениям.

- Сейчас мы не говорили бы о Левенцовке (новый микрорайон в западной части города, рассчитанный на 100 тысяч жителей. – авт.) и других масштабных проектах, если бы тогда не заложили крупные объекты инженерной инфраструктуры, - сообщил С.Круглик.

Он также одобрил принятие генплана Ростова-на-Дону, стратегию его развития на четверть века: «В России всего 70-75 городов, где это уже сделано».

Правда, на этом дифирамбы закончились. Начался «разбор полетов». Росстрою далеко не все нравится в крупных российских градостроительных проектах. Его специалисты отобрали по стране более 20 из них, чтобы помочь осуществить там «совсем иные градостроительные и планировочные решения», с иным образом жизни. При этом С.Круглик ссылался на Ванкувер, который ему очень понравился. И не только красивой архитектурой, но и тем, что все там сделано так, чтобы люди работали неподалеку от своего жилья. Не нужно им часами добираться до офисов, стоять в пробках и т.д. Именно эти критерии нужно применить, чтобы довести проект той же ростовской Левенцовки до мирового уровня. Нужно расширить диапазон градостроительного планирования этой территории, включив в нее рекреационную, технические зоны. Нужен комплексный проект. «Мы не должны в погоне за метрами забывать о форме, градостроительных решениях, о том, что оставим потомкам» - заявил Сергей Круглик. В общем, предстоит доработать план застройки Левенцовки, а для этого предстоит заново сформировать задачу. При этом, видимо, не обойтись без зарубежного опыта. Именно на это тактично намекнул гость, рассказав об опыте Екатеринбурга:

- Там было свое архитектурное бюро, сначала оно работало по принципу «мы все сами сделаем». Но потом поработали два года с французами, и взгляды поменялись. Смеются: какими мы были наивными. Теперь создали СП с Парижем, применяют новейшие технологии в архитектуре, градостроительстве. Завалены работой на много лет вперед. Давайте и здесь, в Ростове, попробуем…

Замечания были и по документации, подготовленной к аукциону. Однако, как было отмечено, «недостатков нет, если ничего не делать, а дорогу осилит идущий. Следующий участок будет лучше, а на десятом все будет хорошо».

Да, многое в строительстве происходит впервые. Дело в том, что в корне изменено отраслевое законодательство. По сути, приходится заново учиться работать уже по новым нормам. Дело осложняет и то, что российские вузы никогда не готовили студентов по специальности «градостроительство». Проектировать города просто некому. И потому чаще их для России проектируют иностранцы. «Не было как таковой и градостроительной политики в России», - подчеркнул глава Росстроя. Вместо нее размещали производства, а вокруг них вырастало жилье для тех, кто на этих объектах работает.

Эту тему развил главный архитектор РО Александр Бояринов:

- Мы столкнулись с проблемой, которая волнует не только ростовчан. Это дефицит проектировщиков, специалистов для разработки огромного объема градостроительной документации. Разрушение проектно-строительного комплекса за последние 15 лет в связи с его невостребованностью – это всероссийское горе. Чтобы справиться с новыми задачами, мы консолидировали все свои кадры и создали областной Институт территориального строительного проектирования. Он нацелен также на разработку инвестиционных программ и проектов. При этом в области определены точки роста с размещением там новых производств. Это Ростовская агломерация, Восточный Донбасс и Волгодонский регион.

В области также открыт центр переподготовки кадров, где повысил квалификацию весь архитектурный корпус. Для реализации новых задач потребовалась и перестройка органов управления. Впервые в России у нас было создано областное министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства. Область пошла также на то, чтобы повысить статус архитектора. Отныне главный архитектор муниципального образования приравнен по своему статусу к заместителю главы администрации.

Можно добавить, что донской парламент принял ряд законов в развитие нового Градостроительного Кодекса. Подготовлен градостроительный Устав области, который в ближайшее время будет рассмотрен депутатами. Все экспертизы прошла Схема территориального развития области, которая может быть вскоре утверждена депутатами.

Интересным были замечания С.Круглика по поводу планов Минрегионразвития РФ по созданию восьми супергородов - агломераций. В это число вошел и "Большой Ростов", который должен объединить Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Таганрог, Аксай, Батайск и Азов. В них проживает больше 50 процентов населения области и сосредоточено 75% промышленности.

- Если это будет не некое муниципальное образование с общей границей, а узел из городов, связанный одной территорией, проблемами, направлениями развития, тогда нормально и грамотно. Но если рассматривать агломерацию как концентрацию в трех населенных пунктах 90% населения области, то это мне кажется глупостью. Однако здесь, на Дону, этого нет.

На пресс-конференции С.Круглика спросили о том, насколько подготовка к зимней Олимпиаде-2014 в Сочи скажется на развитии региона, его строительном секторе. В ответе подчеркивалось: предстоит международное обсуждение олимпийских проектов, и оно пройдет в Минэкономразвития РФ с участием ведущих архитекторов европейских стран. Для наших архитекторов это станет великолепным мастер-классом. Ряд этих уникальных проектов пройдет экспертизу и в Ростовском филиале Главгосэкспертизы. С другой стороны, в ходе реализации этих проектов ожидается «колоссальное развитие инфраструктуры всего юга России». Так, в Геленджике уже строится новый порт. Расширяется порт Туапсе. Начинает формироваться серьезный рекреационный узел, который будет иметь важное значение не только для России, но и для многих других стран.

- Поверьте, строительство в Сочи напрямую повлияет и на Ростовскую область. Понадобятся люди самых разных специальностей, - заверил собравшихся С.Круглик.

Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.


Смотрите также

Министр экономического развития Ростовской области «выучил» китайский язык с помощью искусственного интеллекта
Министр экономического развития Ростовской области «выучил» китайский язык с помощью искусственного интеллекта
Министр экономического развития Ростовской области Максим Папушенко «выучил» китайский язык с помощью
В Ростовской области собираются наладить производство курьерских беспилотников
В Ростовской области собираются наладить производство курьерских беспилотников
Донское предприятие «Первое ОКБ» планирует наладить выпуск курьерских беспилотников. Об этом рассказал заместитель