Анатолий Максимов
На днях первый заместитель председателя Законодательного Собрания Ростовской области Юрий Зерщиков, председатель комитета ЗС по информационной политике Николай Шевченко и депутат ЗС Игорь Пакус посетили лагерь беженцев из Южной Осетии, созданный в Азовском районе на базе отдыха «Азовское взморье». Они привезли им гуманитарную помощь от депутатов - комплекты постельного белья и продукты питания – пообещав, что такая поддержка станет регулярной. Гости также ознакомились с условиями проживания беженцев, расспросили их о насущных проблемах.
Первых беженцев автобусами доставили на берег Азова казаки Всевеликого Войска Донского. Они же охраняют лагерь вместе с милицией, помогают прибывшим в обустройстве. Лагерь заполнен до отказа: 218 беженцев, из которых 163 дети. Детвора разбита на отряды, возглавляемые вожатыми и воспитателями.
Как отметил Юрий Зерщиков, всего на Дон из Южной Осетии прибыло уже 777 беженцев. Их разместили в Ростове-на-Дону, в Неклиновском и Азовском районах.
…Еще пару недель назад эти люди и предположить не могли, что вскоре окажутся на берегу Таганрогского залива. Их неформальным лидером в этом испытании стала Тамара Джиоева, работавшая в Цхинвале кассиром одного из банков. Она приехала с группой беженцев еще до того, как Грузия начала «генеральный штурм» южноосетинской столицы, сравнивая его землей с помощью установок «Град». Рассказывает: «Детей просто забрасывали всех подряд в кузова грузовых машин, увозя от пуль и снарядов. Это потом стали разбираться, кто из них чей».
Другая беженка, Майя Уаева, привезла с собой двух своих детей, 9-летнюю Джессику и 14-летнего Роберта. В Цхинвале остался ее муж Шалва – он пожарный. Работы хватает, только вот тушить пожары нечем: грузины взорвали канал, по которому в город шла вода. Переживает Майя: смогут ли ее дети 1 сентября начать учиться, как и все остальные россияне? Говорит: русский язык юные осетины знают хорошо – основные предметы в их родных школах преподавали на русском. Так что проблем в этом плане не должно быть, и русским учителям будут только рады.
…До сих пор трясет от пережитого Луизу Кочеву, медсестру из Цхинвала. Она пережила самую страшную бомбежку города, спрятавшись в подвале. Когда рядом с ее многоэтажкой загремели грузинские танки и появилась вражеская пехота, она начала прощаться с жизнью. Ведь по городу пронеслось: в ходе таких «зачисток» никого в живых не оставляют. Бросают в подвалы гранаты, и все дела. Слава Богу, вовремя подошли регулярные российские части. Теперь Луиза здесь, на Азовском море, рядом с троими своими детьми, которых эвакуировали раньше.
…Предприятиями и организациями, органами управления и жителями Ростовской области была оперативно организована гуманитарная помощь беженцам. Многие коллективы перечислили для их обустройства свой однодневный заработок. В лагерях круглосуточно работают врачи и психологи. Тех, кому нужна госпитализация, направляют в районную больницу. При необходимости будет задействована областная больница.
Ростовская область помогает и тем, кто остался в Южной Осетии. Туда отправлены несколько вагонов со стройматериалами - для восстановления разрушенного.
В разговоре с депутатами представители беженцев выразили огромную благодарность за радушный прием. Говорили, что не ожидали такой заботы. В то же время попросили решить ряд проблем. И в первую очередь – помочь воссоединению семей беженцев, многие из которых рассредоточены по разным лагерям в силу того, что эвакуация шла стихийно. И «маленькие радости в море несчастья», по словам депутата Игоря Пакуса, уже состоялись. Накануне в лагерь «Азовское взморье» с другой стороны Таганрогского залива приехали 20 женщин – чтобы забрать своих детей или же остаться с ними. Говорили осетинки и о «проблеме 1 сентября». Ну и, наконец, и о грядущей зиме не забыли – морозы на Дону бывают нешуточные. В летних лагерях их не пересидишь. Так что нужно уже сейчас думать о местах постоянного проживания для беженцев. И, как сказал беженкам Юрий Зерщиков, губернатор Дона поставил перед всеми, от кого это зависит, задачу - создать для прибывших максимально комфортные условия вплоть до их возвращения домой. Очевидно, что оно состоится лишь после того, как в разрушенном Цхинвале наладят хотя бы элементарные условия для проживания. Специалисты считают: на это уйдет не менее года.
На пресс-конференции в информагентстве «Интерфакс-Юг» зам. губернатора области Сергей Назаров подчеркнул: на Дону готовы принять еще свыше полутора тысяч беженцев из Южной Осетии, а понадобится, и больше. Однако дальнейшую эвакуацию решено вести железной дорогой – не так утомительно для пострадавших.
На Дону им готовы оказать и необходимую медицинскую помощь. Настроены здесь и на длительные командировки в горячую точку. Так, из Ростова во Владикавказ уже отправлена машина скорой помощи с шестью врачами-психиатрами. Они будут работать с теми, кто получил в ходе этой войны тяжелые психические травмы.
В лагере для беженцев я встретил Тимура Абаева, полпреда Республики Северная Осетия в ЮФО. От народа Осетии он выразил огромную благодарность все жителям Дона, пришедшим на помощь братскому народу.
Источник: газета "Известия" ?152 от 19 августа 2008г. (Региональная вкладка по Ростову-на-Дону и области).
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.