«Эти меры в результате могут привести и к отставке некоторых чиновников, которые покрывали аферы с фальшивыми авизо» Сегодня состоялось первое заседание рабочей группы по декриминализации банковской системы России, созданной при Комитете по безопасности Государственной думы. Газета ВЗГЛЯД побеседовала с одним из инициаторов создания данного органа, членом Общественной палаты РФ Сергеем Марковым.
Уважаемый Сергей Александрович, вы были первым, кто назвал убийство зампреда Центробанка России Андрея Козлова «выстрелами из 90-х». Как вы считаете, власть отреагировала должным образом на громкое преступление?
Серия заказных убийств, самым громким из которых стало убийство первого заместителя главы ЦБ РФ Андрея Козлова, потрясла общественное мнение России и вызвала в общественности законный вопрос: неужели мы возвращаемся в криминальные 90-е годы? Через месяц общественный ажиотаж спал, но вопрос «насколько далеко Россия ушла от криминальных 90-х?» остался. Сохранилось ли сращивание криминалитета, бизнеса и государственных структур? Этот вопрос тем более сохраняет актуальность, что видимых действий власти после этого убийства, которое бросило вызов российской власти, таких действий не видно. Казалось бы, вопрос повисает в воздухе.
«Меры по декриминализации банковской сферы могут быть встречены в западных СМИ не громом аплодисментов, а массированной PR-кампанией по дискредитации действий российской власти» Однако Россия Путина – это уже не Россия 90-х. Власть четко осознает вызов, который ей брошен: убит человек в ранге вице-премьера российского правительства, и, если ничего не будет сделано, криминальный бизнес продолжит атаку против правительства России. Только политический стиль Путина не предполагает истерики. Он предполагает более системное решение проблемы: сначала анализ ситуации, потом выработка мер и уже в финале их молниеносная реализация. Создана специальная правительственная комиссия, включающая все силовые и финансовые ведомства в ранге заместителя министра, которая разрабатывает систему мер, которые должны значительно снизить уровень криминализации банковского сектора. В ближайшее время эти меры будут реализованы.
А в чем вы видите роль созданной сегодня рабочей группы по декриминализации банковской системы в разработке указанной вами системы мер?
В помощь упомянутой мною комиссии, для коррекции ее действий с учетом многочисленных и разнообразных общественных интересов и создается рабочая группа из представителей Государственной думы, Общественной палаты. Необходимость такой группы обусловливается необходимостью учета многообразных последствий действий по декриминализации банковской сферы, которые могут коснуться миллионов людей. Ясно, что закрытие ряда банков и кардинальное снижение обналичивания денежных сумм может коснуться очень многих людей, большинство из которых вполне законопослушны. Необходимые меры должны ударить по преступникам и не трогать законопослушных граждан.
Какими последствиями, на ваш взгляд, грозят меры по декриминализации банковской сферы с точки зрения интересов отдельных бизнес игроков?
Уже сейчас ясно, что меры по декриминализации банковской сферы могут привести к перераспределению некоторой крупной собственности в России и других странах СНГ. Ведь один из самых мощных источников криминализации банковской сферы в России – это тот факт, что многие капиталы, владеющие крупной собственностью в России, Украине, Латвии и других странах, были сформированы путем массовых хищений через механизм фальшивых авизо в начале 90-х годов. Эти криминализованные капиталы тогда скупили огромные куски бывшей советской промышленности на деньги, полученные от банковских афер. В частности, в связи с фальшивыми авизо неоднократно упоминались в российских и международных СМИ стремительно выросшие из ничего бизнес-империи таких авторитетных бизнесменов, как Борис Березовский, Леонид Невзлин, Владимир Гусинский, Михаил Живило, Михаил Черной, Бадри Патаркацишвили и других.
Но ведь все упомянутые личности уже физически не присутствуют в России?
В какой-то период под давлением правоохранительных органов в России и ряда других стран подобные «предприниматели» были вынуждены переехать и перенести свою экономическую, политическую и криминальную активность в другие страны – Украину, Грузию, Израиль, Латвию. Обладая очень сильно подмоченной репутацией и находясь под угрозой ареста и конфискации, некоторые из них, для того чтобы остаться на свободе, стали активно сотрудничать с иностранными спецслужбами, которые через них попытались выйти на их партнеров, сохранивших влиятельные позиции в российской системе власти, и поставить их под контроль.
Очевидно, что, защищая свою свободу, путем сотрудничества со спецслужбами, бывшие российские криминализованные бизнесмены, сделавшие состояние на фальшивых авизо, представляют интерес для этих спецслужб только в том случае, если они сохраняют свое влияние в России, сохраняют в России часть своей собственности, сохраняют связи с некоторыми представителями бизнес- и политической элиты России.
А чем грозят данные меры для российского чиновничества?
Если предположить, что меры по декриминализации банковской сферы, которые в ближайшее время должны быть предприняты российскими властями, приведут к капиталам, накопленным с помощью фальшивых авизо, то можно предположить, что возобновление уголовного преследования по фальшивым авизо приведет к потере легальности некоторых пакетов акций в некоторых российских кампаниях. Одновременно эти меры должны обрезать нити, с помощью которых заинтересованными внешними центрами влияния контролируются некоторые российские крупные чиновники.
С высокой вероятностью эти меры в результате могут привести и к отставке некоторых чиновников, которые покрывали аферы с фальшивыми авизо. Сама технология таких авизо такова, что без активного участия коррумпированных банковских чиновников одновременно в нескольких финансовых узлах провести аферу было невозможно. Часть этих чиновников благополучно конвертировало процент от украденных средств в зарубежную собственность и покинуло страну, но часть из них конвертировало процент от похищенных средств в собственность в России, а некоторые, видимо, остались на тех или иных постах в финансово-политической системе России.
А каковы политические последствия кампании по декриминализации российской банковской системы?
Я бы хотел особо подчеркнуть один политический аспект, который приведет к каким-то мерам по декриминализации бизнеса. Дело в том, что некоторые лидеры «партии олигархического реванша» активно формируют политическую коалицию из бизнесменов, которые сделали огромное состояние в России в 90-е годы, в том числе с использованием криминальных методов, а потом из-за конфликта с новыми российскими властями покинули Россию. Например, Бадри Патаркацишвили многие годы был и остается ближайшим политическим союзником и бизнес-партнером лидера «партии олигархического реванша» Бориса Березовского. Последнее время к этой бизнес-политической коалиции, кажется, примкнул Михаил Черной, который перенес часть своей бизнес-активности в строительный сектор Украины. Ввиду высочайшей нормы прибыльности и высочайшего уровня коррупционности строительного бизнеса Украины ясно, что зайти в этот бизнес без согласия украинской власти было невозможно.
В этой связи нельзя не вспомнить опубликованные в 2004–2005 гг. документы по договоренности между Борисом Березовским и нынешним президентом Украины, а тогда оппозиционным политическим деятелем Виктором Ющенко. Достоверность этих документов никогда не была доказана, но последующие события позволяют предположить, что эти документы были подлинными. Березовский не только признал, что он активно финансировал «оранжевую революцию», но даже продемонстрировал свои платежки, по которым он переводил деньги и подал в суд на тех деятелей «оранжевой революции», которые это отрицали. В договоре предполагалось, что Борис Березовский окажет массированную помощь Виктору Ющенко как непосредственно финансовыми трансфертами его союзникам, Третьякову и Порошенко, так и через задействование своих европейских и американских PR-структур для PR-поддержки Виктора Ющенко в СМИ разных стран. В опубликованном в Интернете документе-договоре утверждается, что в ответ Виктор Ющенко обещал передать Борису Березовскому значительную долю строительного рынка Украины.
Но, как известно, Борис Березовский не очень то сумел закрепиться на Украине?
Да, де-факто Борис Березовский, как кажется, не пришел на этот строительный рынок и даже не получил до сих пор визы для посещения Украины. Борис Березовский утверждает, что украинские власти не дают ему визу, боясь рассердить Москву. Можно поверить, что Виктор Ющенко не хочет ссориться с Москвой из-за Бориса Березовского. Но Виктор Ющенко и очень не любит Россию и своей политической деятельностью неоднократно продемонстрировал верность данным обещаниям. Можно во многом обвинять Виктора Ющенко, но свое слово он обычно держит, несмотря ни на что. Поэтому, можно предположить, что Виктор Ющенко все-таки выполнил обещание, данное им Борису Березовскому. Березовский публично негодует против украинских властей за невыдачу ему визы, однако подает в суд и публично нападает не на самого Виктора Ющенко, а на тех, близких к Ющенко олигархов, типа Третьякова, которых сам Ющенко уволил с государственных постов, удалил от себя. Да, Березовский, кажется, не вошел в строительный бизнес Украины, однако некоторые бывшие российские бизнесмены, такие, как, например, Михаил Черной, внезапно получили легкий доступ на строительный рынок Украины и одновременно у них очень усилились контакты с Борисом Березовским. Возможно, все это не простое совпадение фактов и за этим стоят какие-то закулисные финансовые и политические сделки.
Если действительно ряд бизнесменов, сделавших в России состояние на фальшивых авизо, вступили в политический союз с коалицией Бориса Березовского, то можно предположить, что будущие меры российской власти по декриминализации банковской сферы будут встречены мощным ответным PR-ударом со стороны Бориса Березовского, который за последние годы создал в Европе и США мощнейшие PR-структуры, которые на порядок превосходят в мощности те, которые может задействовать для PR-акций в США и странах ЕС российское правительство.
Чем грозит российской власти возможная информационная атака?
Российские власти, которые готовят систему мер по декриминализации банковской сферы, должны быть готовы и к тому, что это может привести к отставкам или даже аресту некоторых ключевых чиновников финансово-политической сферы; и к тому, что может произойти делегализация некоторых пакетов акций некоторых российских компаний с возможным их арестом; и к тому, что некоторые действия, связанные с сокращением обналичивания, могут коснуться миллионов людей; и к тому, что меры по декриминализации банковской сферы могут быть встречены в европейских и американских СМИ не громом аплодисментов, а массированной PR-кампанией по дискредитации действий российской власти. И эти кампании будут, видимо, вестись с использованием информации, полученной по линии самых разных спецслужб, что может привести к сильным и неожиданным информационным ударам. Впереди – не просто действия правоохранительных органов, а серьезная политическая схватка с пока еще непредсказуемыми последствиями.
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.