«Разборки» в Арбитражном суде Ростовской области - часть непримиримой борьбы, которую дочерние компании РЖД, осуществляющие пригородные перевозки, уже на протяжении ряда лет ведут с властями различных регионов России. Как известно, тарифы на электрички устанавливаются, исходя из социальной значимости этого вида транспорта. То есть — ниже экономически обоснованных цен. Средства на возмещение межтарифной разницы должны выделять местные власти. Однако размер компенсаций является постоянным предметом споров. Власти считают, что перевозчики хотят заставить их переплачивать за свои услуги, Перевозчики — напротив — обвиняет власти в нежелании по справедливости возместить их якобы огромные затраты на содержание экономически невыгодного пригородного железнодорожного транспорта. Из-за «недоплат» со стороны бюджета железнодорожники якобы и идут на крайние меры, стараясь урезать количество пригородных маршрутов до минимума,
Скандал из-за резкого сокращения числа электричек дошел в начале этого года до президента Владимира Путина, который категорично потребовал от руководства РЖД навести порядок и возобновить отмененные маршруты. Ведь в некоторых регионах электрички являются единственным приемлемым по цене и удобству средством передвижения для жителей.
Накал страстей было поумерился, но до конца не стих. Свидетельство этому — иск ОАО «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания» к министерству транспорта и министерству финансов Ростовской области о взыскании убытков, якобы причиненных государственным регулированием тарифа на перевозку пассажиров пригородным железнодорожным транспортом в 2011 году. «Цена вопроса» - 111,5 млн рублей.
Донские власти выдвинули свои возражения на требования СКППК. В 2011 году минтранс выплатил компании субсидию на возмещение межтарифной разницы в размере 59, 7 млн рублей. Субсидия, по мнению властей, была рассчитана с учетом реальной разницы между экономически обоснованным тарифом и тарифом для населения, а также заявленного компанией объема оказанной услуги. Перевозчик же определял размер убытков, исходя из общего отрицательного результата своей финансово-хозяйственной деятельности.
По мнению юристов минтранса РО, отрицательный баланс компании никак не соответствует понятию «убытки» в гражданско-правовом смысле. К тому же ОАО «СКППК» не представило доказательств, подтверждающих заявленные убытки, обосновав их только отчетом аудиторской организации, который не может являться достоверным и допустимым доказательством. Кроме того перевозчиком не были приняты меры по оспариванию постановления РСТ РО об утверждении экономически обоснованного тарифа, что является необходимым при несогласии с размером такого тарифа.
Арбитражный суд согласился с доводами минтранса РО и отказал в иске ОАО «СПК». Компания однако горит желание продолжить юридические разбирательства и дальше.
Как считают эксперты, судебные тяжбы по вопросу о тарифах на электрички могут продолжаться до бесконечности. По крайней мере — до тех пор, пока в вопросе не поставит точку правительство России. По мнению специалистов, методика обоснования тарифов должна быть раз и навсегда утверждена на федеральном уровне. Но для этого нужен не единовременный «окрик» президента, а конкретное поручение правительственным чиновникам наконец разобраться с тарифами.
Игорь Агафонов
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.