В Ростове состоялось внеочередное заседание «круглого стола» при ЗС РО, посвященное последним законодательным инициативам Президента РФ. Его провели совместно с Консультативным советом общественных и политических организаций при губернаторе области. Были также гости из Государственной Думы и Совета Федерации РФ: председатель Комитета СФ по делам Федерации и региональной политике Александр Казаков и его первый заместитель Владимир Жидких.
В ходе «круглого стола» Александр Казаков поведал немало интересного. Оказывается, приснопамятного «одобрямса» президентским инициативам не наблюдается. В профильном комитете Совета Федерации не вполне довольны предложенным в Государственную Думу законопроектом. В частности, подвергается сомнению тот его пункт, по которому предполагается утверждать кандидатуру губернатора, предложенную Президентом страны, в местных парламентах. Сенаторы считают, что лучше в этой реформе пойти до логического конца – назначать глав регионов указом Президента. Только так и можно построить целостный соподчиненный единый механизм власти.
Нынешний законопроект Казаков назвал миной замедленного действия. Сенатор не уверен, что он удачно минует Конституционный Суд, в который наверняка обратятся оппоненты реформы. Ведь, по Конституции, у нас должно быть разделение властей, ее ветви автономны. А тут предполагается, что законодательная власть будет формировать власть исполнительную. Да и вообще законодатели могут поставить Президента в неудобное положение – именно он фактически будет назначать губернаторов, а отвечать за этот выбор будут депутаты. «Непохоже это на нашего Президента», - закончил свою мысль сенатор. Он за то, чтобы позволить главе государства взять на себя всю ответственность за формирование власти в регионах.
Выступивший на «круглом столе» думец Владимир Жидких высказал иное мнение: проблем с Конституционным Судом не будет.
- Настроения среди депутатов Государственной Думы таковы, что этот законопроект будет принят и, уверен, поддержан Советом Федерации.
В то же время есть поле для доработки законопроекта. Какой должна быть процедура выдвижения кандидатов в губернаторы? Кто им может стать? Кто будет оценивать кандидатуру выдвиженца - региональные парламенты или создаваемые на местах общественные палаты? Четких ответов пока нет.
Сегодня, безусловно, нужно говорить о соблюдении баланса между исполнительной и законодательной властью региона в соответствии с этой инициативой, – продолжал депутат. – И 16 ноября предстоят по этому вопросу Парламентские слушания в Государственной Думе, как раз в перерывах между первым и вторым чтениями законопроекта.
Отмечалось, что в Ростове уже есть структура, на базе которой можно создать общественную палату - новое учреждение, о котором впервые упомянул Президент. Это – Консультативный совет при губернаторе, за два года работы доказавший свою эффективность. Не случайно вице-губернатор области Виктор Усачев назвал Совет «институтом общественного контроля». Сами ростовчане, впрочем, не склонны кардинально менять законопроект. Им по душе хоть и в усеченном виде, но выборность губернаторов. Вице-спикер Ростовского ЗС Николай Беляев вспомнил практику начала 90-х, когда Ростовский областной Совет, предшественник нынешнего ЗС, внес Президенту России на выбор несколько кандидатур областного главы. Борис Ельцин остановился на одной и внес ее на утверждение ростовских депутатов. «Эта схема имеет право на жизнь», - подчеркнул Николай Федорович. – А вот статью об отрешении губернатора от должности он считает недоработанной. Многое в ней требует расшифровки, в частности, понятие «утрата доверия».
Кстати, кто-то из депутатов предостерег от того, чтобы именно региональный парламент отсеивал кандидатуры в губернаторы. Говорилось о том, что сейчас вокруг выборов крутятся огромные деньги. А когда вопрос будет зависеть от нескольких десятков депутатов? Что тогда начнется?
А вот представители казачества считают, что неплохо бы в поисках эффективной модели демократии заглянуть в прошлое.
- Нам приводят в пример западную модель демократии. Но ведь когда еще Колумб не родился, на Дону уже была развитая демократия. Наши предки все уже придумали. В Войске Донском атаманов, т.е. глав администраций населенных пунктов, избирали казаки, народ. Атаманы округов - это несколько крупнее нынешних районов - избирались по представлению дворянского собрания из генералов. Причем предлагались три кандидатуры. Самого главного, наказного атамана, назначал царь. Я бы предложил внимательно изучить этот опыт.
По итогам заседания «круглого стола» была принята резолюция. В ней содержится обращение к жителям Дона - поддержать инициативы Президента России и развернуть дискуссию о путях и формах их конкретной реализации в регионе.
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.