В правительстве области прошло совещание, на котором обсудили преимущества областной «стройки века»
Как отметили участники совещания, строительство Багаевского гидроузла включено в стратегию развития внутреннего водного транспорта России до 2030 года, утвержденной правительством РФ.
Проект призван решить проблему мелководности Дона, мешающей развитию крупнотоннажного судоходства.
Он также нацелен на ликвидацию трудностей с обеспечением жителей области питьевой и технической водой. Из-за ежегодной маловодности, связанной с глобальным изменением климата, Цимлянское водохранилище на протяжении ряда лет не набирает своей проектной отметки. Из-за этого не удовлетворяются потребности промышленного производства, орошения, водоснабжения населенных пунктов. Так, в прошлом году возникла критическая ситуация с обеспечением водой в шахтерских территориях региона, где даже был введен режим ЧС.
Еще один связанный с реализацией проекта вопрос, о котором много говорят экологи, это возможное подтопление из-за повышения уровня воды. На самом деле, как было отмечено на совещании, Дон поднимется примерно на два с половиной метра и просто вернется на свой прежний естественный природный уровень.
Что касается потерь земельных угодий в зоне грядущего подтопления, то проектом предусмотрен ряд компенсаций для бизнеса и населения. Как подчеркнул главный спикер совещания - первый замгубернатора области Александр Гребенщиков - ни один житель Дона не должен пострадать от строительства Багаевского гидроузла.
Также не должна понести потерь и природа, особенно - рыбные ресурсы региона. На это сделал упор заместитель губернатора РО Вячеслав Василенко. По его словам, когда будет построен Багаевский гидроузел, донская вода соединится с Манычем, что даст больше возможностей для нереста рыб.
Еще при строительства гидроузла обязательно будет предусмотрено возведение рыбоходного канала в пойме Дона за хутором Калининым, чтобы рыба, идя на нерест, могла миновать гидротехнические сооружения.
Напомним, что у противников строительства Багаевского гидроузла имеются контраргументы против успокоительной риторики властей.
Так, некоторые ученые сомневаются, что в результате строительства гидроузда вообще удастся добиться запланированного подъема вод и обеспечения других гидрологических преимуществ для крупнотаннажного судоходства. Более того, сама тенденция переделывать реку под суда, а не суда под реку — ошибочна. Особенно, если цена такой переделки — гибель уникальной экосистемы.
А что касается экологии, то, по мнению специалистов, вызванное крупномасштабным строительством подтопление и подъем грунтовых вод превратит значительный участок Дона в безжизненное болото — источник распространения паразитов и переносимых ими туляремии, лептоспироза и лихорадки западного Нила. О сохранении «краснокнижных» видов уникальной донской флоры и фауны в таких условиях и говорить не приходится.
В целом противники Багаевского гидроузла едины во мнении, что его строительство необходимо только чиновникам для бюджетных преференций и победных реляций об успешности «стройки века». По окончании этой стройки на Доне как одной из великих рек России можно будет окончательно поставить крест.
На популярной интернет-площадке change.org обеспокоенные дончане проводят сбор подписей против строительства Багаевсего гидроузла. Петиция на имя президента Российской Федерации, Генерального прокурора и Министра транспорта России уже собрала 1800 подписей.
Автор: Артем Агафонов
Источник фото: https://yandex.ru/images
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.