Законодательное Собрание РО приняло обращение к председателю Верховного Суда РФ В.М.Лебедеву - «О необходимости разрешения ситуации, сложившейся в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Как известно, федеральным законом от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» данной категории граждан гарантируется возмещение причиненного вследствие катастрофы вреда, а также предоставление комплекса мер социальной поддержки. В частности, назначена ежемесячная денежная компенсация.
Однако впоследствии в данный закон были внесены изменения, которые явились предметом рассмотрения Конституционного Суда и Пленума Верховного Суда РФ. Дело в том, что на практике возникли разные подходы в применении порядка индексации указанных выплат. В настоящее время органы соцзащиты исчисляют размеры сумм возмещения вреда в отношении граждан, которые не обращались в суд, руководствуясь законом и применяя механизм индексации исходя из уровня инфляции. Суды же при рассмотрении соответствующих дел учитывают правовую позицию Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ и в большинстве случаев применяют наиболее выгодный для получателей механизм индексации - с учетом МРОТ и роста прожиточного минимума по субъектам РФ.
Это привело к массовому обращению граждан в суд и возникновению очень существенной задолженности по выплате компенсаций. В частности, в Ростовской области с 2005 года по настоящее время по искам «чернобыльцев» было принято свыше 6 тысяч судебных решений о взыскании с органов соцзащиты таких компенсаций на общую сумму 653,8 млн. рублей! При этом соответствующие обязательства являются исключительно федеральными. Ни субъектам РФ, ни органам местного самоуправления эти полномочия не переданы.
Обязанности по организационному обеспечению таких полномочий возложены на органы соцзащиты, не относящихся к числу территориальных органов федеральных органов госвласти. На практике же именно их обязывают выплачивать компенсации - за счёт средств федерального бюджета. В условиях, когда деньги из Центра не поступают, судебные решения выполнить невозможно.
В Ростовской области органы федерального казначейства ввиду образовавшейся задолженности по неисполненным судебным решениям 14 раз приостанавливали операции по счетам органов соцзащиты, в том числе операции по расходованию средств областного бюджета на предоставление мер социальной поддержки тем категориям граждан, социальная поддержка которых должна осуществляться за счёт средств областного бюджета. В результате возникали задержки с выплатой социальных пособий малоимущим гражданам, детских пособий, адресных жилищных субсидий и др. И это притом, что число «региональных льготников» на Дону более чем в 100 раз превышает число «чернобыльцев»! Все это привело к резкому росту социальной напряженности среди различных категорий льготников. Пострадало более 500 тысяч жителей Ростовской области, и это без учета членов семей льготников.
Развитие данной ситуации на Дону было предотвращено только после обращения Губернатора области Владимира Чуба в адрес Президента РФ Владимира Путина в июне 2007 года. Выполняя его поручение, федеральные органы осуществили выплату задолженности пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы. В то же время на уровне федерального законодательства этот вопрос так и не был отрегулирован, что не исключает возникновения аналогичных ситуаций в будущем.
Так оно и происходит – во всяком случае, в Ростовской области. По состоянию на 1 мая 2008 года задолженность по выплатам гражданам на основании решений судов уже составляет 41,8 млн. рублей. Кроме того, задолженность органов соцзащиты по уплате государственной пошлины составляет 5,7 млн. рублей. В связи с этим органами федерального казначейства в вновь приостанавливаются операции по расходованию органами соцзащиты средств областного бюджета на предоставление мер социальной поддержки «региональным льготникам». Такая ситуация грубо нарушает права граждан, нуждающихся в особой поддержке со стороны государства.
С целью недопущения возникновения подобных ситуаций депутаты ЗС просят Председателя Верховного суда РФ:
рассмотреть вопрос о внесении изменений в пункт 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 года, установив, что по делам о возмещении вреда здоровью, причиненного гражданам вследствие чернобыльской катастрофы, органы социальной защиты населения выступают представителями РФ только в части назначения и определения размера ежемесячной денежной компенсации, а соответствующие федеральные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации - в части исполнения обязательства по выплате денежной компенсации и государственной пошлины;
обобщить судебную практику по вопросам социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
направить результаты обобщения судебной практики Президенту, Председателю Правительства РФ, а также в Госдуму РФ для решения вопроса о внесении необходимых изменений в акты федерального законодательства, регулирующие вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Подробно о четвертом заседании Законодательного собрания области четвертого созыва читайте в сегодняшнем номере "ИЗВЕСТИЯ", региональный тематический выпуск "Власть и закон" (г.Ростов-на-Дону).
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.