Автор: Аркадий Евич
Одна из самых «больных» проблем современного мегаполиса – общественный транспорт. Толпы на остановках, мучительное стояние в «пробках», ДТП с участием автобусов и маршруток – таковы сегодняшние реалии городской транспортной инфраструктуры. Можно ли выйти из пиковой ситуации, сложившейся на городских магистралях? Как обеспечить ростовчанам цивилизованный уровень сервиса и комфорта? С такими вопросами "Панорама" обратилась к директору одного из крупнейших городских автотранспортных предприятий АТП-5, кандидату экономических наук Магомеду Дарсигову.
– Магомед Бесланович, может быть, это и не по вашей части, но ростовчан – читателей «Известий» – просто замучила проблема: введенный с 7 июля с.г. обязательный вход в общественный транспорт через переднюю дверь. Скажите как опытный транспортник – стоило ли принимать это новое правило, если оно вызывает столько нареканий?
– Считаю, что да, стоило. Я согласен с мнением городского управления транспорта, уверенного, что новая схема оплаты приживется. Ведь у нее намного больше плюсов, чем у нынешней, когда пассажиры входят в задние двери, а потом толкаются, пытаясь выйти через переднюю. Зачастую некоторые ростовчане в спешке и толчее проезжают свою остановку и вынуждают водителей останавливаться в неположенном месте. Заинтересованы в новых правилах и мы, транспортники. Ведь не секрет, что в последнее время в Ростове расплодились лже-льготники. Они с удовольствием пользовались системой оплаты при выходе, когда водитель в спешке махал рукой на их липовые документы, лишь бы остальные пассажиры не возмущались. При новой схеме к лже-льготнику подход будет куда как строже.
– Скоро и вообще разного вида «зайцев» в общественном транспорте не останется. В соответствии с «Программой развития городского пассажирского транспорта и транспортной инфраструктуры в городе Ростове-на-Дону на 2007 – 2010 годы» уже в этом году городской транспорт должен начать переход на систему безналичной оплаты. То есть уже никто никого не будет «обилечивать». Терминал рядом с водителем, бесконтактная карта оплаты – вот и все...
– Все, да не совсем. Предвижу определенные технические сложности. И – главное – опять придется преодолевать сложившийся менталитет пассажиров. Даже небольшое нововведение – вход через переднюю дверь – вызывает столько критики. А что будет, когда на транспорте начнут внедрять безналичные карты оплаты? «Зайцы», по которым это ударит, – тоже часть нашего городского населения. И не думайте, что такая уж маленькая...
– Поводов, чтоб посудачить, общественный транспорт дает сегодня не меньше, чем погода. На втором месте после нововведений в правилах входа-выхода стоят маршрутки. На них ездят и их же без устали ругают. За тесноту, духоту, небезопасность, хамство водителей...
– Ругают в основном «Газели». И ругают справедливо. Эти «автобусы малой вместимости» уже изжили себя. Тем более, что качество сегодняшних «Газелей» сильно ухудшилось по сравнению с тем, что было лет семь назад. Зачастую они требуют основательного ремонта уже после 5 – 6 тысяч километров пробега. Это – слишком часто, ведь в среднем маршрутка «наматывает» за месяц по ростовским улицам около 10 тысяч километров. Поэтому до 2010 года мы в нашем АТП-5 планируем полностью избавиться от «Газелей».
– Какие есть предложения по замене?
– Мы уже начали приобретать микроавтобусы Hyundai County, Ford американской сборки. Они оснащены дополнительной тормозной системой, которая обеспечивает безопасность пассажиров. Ростовчане новые маршрутки уже оценили – мы получаем хорошие отзывы. Так что в течение 3 – 4 лет подвижной состав будет обновлен.
Правда, есть еще одно «но». Трудно заменить «Газели» более качественными (а значит, и более дорогими) микроавтобусами, если не будет пересмотрен тариф оплаты. Я считаю, что экономически обоснованный тариф на проезд в маршрутном такси должен составлять 20 рублей. Но региональная тарифная комиссия с этим не согласна. По крайней мере готовящееся недавно повышение цен на проезд в общественном транспорте не состоялось.
Следует также учитывать, что АТП приобретают транспорт на лизинговой основе. Большинство предприятий рассчитается за приобретенные ранее «Газели» только в 2008 году. То есть кардинальное обновление парков начнется, когда имеющиеся в наличии «Газели» отработают свой срок.
– А что – по «большим» автобусам?
– Для миллионного города им альтернативы нет. Конечно, хотелось бы иметь в своем активе самые совершенные городские автобусы – те же Scania, Setra, Volvo. Но не так легко «бороться» с пошлинами на импортную технику. Поэтому приходится закупать отечественные «ЛиАЗы».
– То есть: лучше плохо ехать, чем хорошо идти?
– Категорически не согласен с этой фразой. Ездить надо хорошо. И мы в АТП-5 делаем все возможное, чтобы этого добиться. Дело ведь не только в технике, в «железе», но и в логистике транспортных перевозок, в социальной ответственности, наконец. В 2001 году в АТП-5 работало 78 человек, а сейчас – больше 600. Львиная доля нашего подвижного состава, который составляет несколько сот единиц и обслуживает два десятка маршрутов, составляет сегодня нашу собственность. Мы – крупное предприятие, которое осознает свои цели и свою миссию. И в этом качестве неразрывно связаны с Ростовом и ростовчанами.
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.