Одним из самых древних греческих мифов, повествующих о жизни и подвигах людей, а не богов, является миф об аргонавтах, их походе за легендарным золотым руном. Еще со школьной парты мы помним, что аргонавты совершили свое знаменитое плавание к берегам Колхиды, расположенной где-то в устье реки Риони, протекающей по территории современной Грузии. Однако далеко не всем известно, что такая интерпретация загадочного мифа далеко не единственная и не самая древняя. Что же касается архаических, то есть наиболее древних, вариантов сказаний об аргонавтах, уходящих корнями в XIII век до нашей эры, то местом их действия является Дон (Танаис), но никак не Риони.
Колхида находится в Грузии. Во всяком случае, об этом говорится не только в учебниках по географии, но и во многих эпических поэмах времен эллинизма. Но вот что удивительно: у авторов, слагавших свои исторические произведения во времена архаики (как минимум за 500 лет до эллинизма), Колхида располагалась не где-нибудь, а в Приазовье! Ярким доказательством этого предположения являются мифы о первом владельце золотого руна - Фриксе, который плыл из Греции в Колхиду не вдоль побережья Малой Азии, а пересек Черное море в направлении Крыма. Затем он продолжил свой путь на север, вошел в устье Фазиса (так в те времена именовался Дон), на берегах которого и нашел столицу легендарной Колхиды, город Эю, или Сев-Арий (Святой Арий). Следует заметить, что мифы о Фриксе не подвергались многократной и целенаправленной редакции, а потому в отличие от мифов об аргонавтах сохранили свою первоначальную трактовку. Вот почему Фрикс держал путь не к берегам Грузии, а в Приазовье. А более конкретно - в низовья Дона.
А что же аргонавты? Почему они искали Колхиду и золотое руно в Грузии, а не в Приазовье? Ответ на этот вопрос достаточно прост. В XIII в. до н.э. реальная Колхида располагалась в Приазовье, но уже в III в. до н.э. воспоминания о ней были перенесены в Грузию. В древнейших мифах аргонавты, точно так же как и Фрикс, искали золотое руно на берегах Дона. И только во времена эллинизма греческие и римские поэты стали локализовать Колхиду в Грузии, что никак не согласуется с реальной действительностью.
Практически все историки и поэты, писавшие о путешествии аргонавтов, указывали, что колхи убивали всех иностранцев, прибывающих в их страну. Исторически же этот обычай был засвидетельствован только у жителей Приазовья и низовий Дона. О том, что данный обычай когда-либо имел место на территории Грузии, нет никаких, даже косвенных, свидетельств. А потому конечной целью аргонавтов были берега Дона, но отнюдь не Риони. Чтобы подтвердить справедливость предположений, достаточно вспомнить одно из многочисленных свидетельств негостеприимности жителей Нижнего Дона, принадлежащее Страбону, который в своей "Географии" пишет: "По Танаису мало что можно узнать выше устьев его по причине холода и бедности страны; …кроме того, туземцы необщительны, сварливы и дики и не пускают иностранцев к себе".
Но мы не смогли пока преодолеть последнее препятствие на пути обоснования теории, по которой царство Ээта располагалось в Приазовье. Причиной тому является то обстоятельство, что в эллинистический период практически все античные историки и географы называли Фазисом реку Риони, а не Дон. В то же время даже самые архаические формы мифа об аргонавтах указывают на то, что золотое руно хранилось на берегах Фазиса. Что же касается Танаиса, то он упоминается весьма редко. Подтверждением нашей гипотезы может служить свидетельство Помпея Трога, который пишет: "Скифия расстилается по восточному направлению, с одной стороны ограничивается Понтом, с другой - Рипейскими горами, с тылу - Азией и рекой Фасисом". Но границей между Азией и Европой всегда был Дон, к тому же еще со времен Геродота владения царских скифов не простирались восточнее Танаиса. Посему и упомянутый Трогом Фасис есть не что иное, как Танаис - Дон, а не Риони.
По официальной версии, столица Колхиды называлась Эей. Намного реже ее именуют Севарисом, или Сев-Арием. Но в любом случае она располагалась на берегу Фазиса недалеко от его устья. Если Фазис - это современный Риони, то данных сведений вполне достаточно для того, чтобы найти местоположение стольного града колхов. Но вот беда - на территории грузинской Колхиды археологической науке неизвестны города бронзового века, которые можно было бы отождествить с легендарной Эей. Зато на берегах Дона таких городов в избытке.
Легендарная Эя может быть отождествлена только с Кобяковским городищем, давшим название уникальной и единственной в своем роде археологической культуре бронзового века. Еще в XIX в. историки и археологи отмечали тот факт, что ничего подобного кобяковской культуре нет ни в России, ни за ее пределами. Она являет собой феноменальное явление в истории человечества, во многом опровергая права шумеров и египтян на создание первых земных цивилизаций.
Если наши предположения верны, то локализация Эи на месте Кобяковского городища должна найти свое подтверждение у древнегреческих авторов. И действительно, в "Естественной истории" Гая Плиния Секунда Старшего мы находим следующий перечень колхидских городов: "Тиндарида, Киркея, Кигн; и при устье Фасис; но наибольшей известностью пользовалась Эя в 15 000 шагов от моря на том месте, где в Фасис с разных сторон впадают большие реки Гипп и Кианей". В пояснениях к данному свидетельству сразу отметим, что город Тиндарида и племя тиндаров локализуются Плинием не в грузинской Колхиде, а непосредственно в дельте Танаиса. Причем и Тиндарида, и остальные города Колхиды имеют вполне конкретные археологические аналоги, известные в среде ученых под именами Хопровское, Гниловское, Тимерницкое и Кизитиринское городища.
Что же касается Эи, то если мы отмерим 15 000 римских шагов от дельты Дона, там, где от него ответвляется Мертвый Донец, то попадем прямо на холмы Кобяковского городища. К тому же в этом месте Дон соединяется с двумя своими рукавами - Аксаем справа и Межонкой слева, в точности как это описано у Плиния...
Помимо городов бронзового века, датируемых как минимум вторым тысячелетием до нашей эры, в низовьях Дона должно сохраниться и чисто культовое сооружение, соответствующее тому Арийскому храму (или Святилищу Арея), где, согласно древнегреческим мифам, хранилось легендарное золотое руно.
Александр Лудов , «Независимая газета»
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.
Пока что новостей в этом блоке нет