Тайный Ростов

Ростову – две тысячи лет?

Ростову – две тысячи лет?

Вы думаете, что нашему городу только 260 лет? А может, все-таки больше? Все сильно удивятся, если я заявлю, что на месте Ростова еще во времена древних греков существовало постоянное поселение городского типа! Точнее, цепь из шести однотипных поселений-крепостей. Центральное  поселение из этой цепи  располагалось аккурат в центре нынешнего Ростова-на-Дону. Вблизи железнодорожного вокзала. На месте площади Пятого Донского корпуса и вокруг нее. Конечно, называлось оно не Ростовом, а как предполагают некоторые историки Наварисом, Патарвой или еще как нибудь...

Это плод долгих исторических изысканий авторов, направленных на изучение археологических и письменных источников, вполне научных и достоверных, но малоизвестных. Подавляющее большинство ростовчан не подозревает, что в центре сегодняшнего Ростова две тысячи лет назад процветал довольно большой город-крепость. А всего в черте нынешнего Ростова-на-Дону располагалось шесть древних городищ, большое античное кладбище горожан и 93 кургана.

Правда, через триста лет большая часть этих населенных пунктов погибла при нашествии кочевников из глубин Азии, но оседлая жизнь на месте сегодняшнего Ростова не прекращалась вплоть до начала Азовских походов Петра Первого.

Василий Вареник и Сергей Маханьков утверждают, что населенный пункт в центре Ростова после гибели античной крепости существовал в разных качествах и под разными названиями. Он был то рыбацким поселком, то постоянным «зимовищем» местных тюрок-кипчаков, переправой бродников и наконец казачьим городком под названием «Самый Нижний». Это место попеременно обживали самые разные народы. Это древние греки и эллино-скифы, меоты, тюрки-булгары, хазары, половцы, донские славяне-беловежцы и славяне-бродники, ранние донские казаки. Русские гарнизонные солдаты крепости Дмитрия Ростовского времен Елизаветы Петровны стоят в этом ряду самыми последними.

Вот и получается, что Ростову две тысячи лет! Он на одно тысячелетие старше Москвы. И вообще, ни один город в Российской Федерации не может похвастаться тем, что стоит прямо на месте античной крепости. Парадокс в том, что подавляющее большинство ростовчан об этом не знают.

Но теперь будут знать.

Любовь Смелова. Ниже мы публикуем (в сокращении)
отрывок из первой части книги Василия Вареника «Ростов-на-Дону – двухтысячелетний»

Вы думаете, что нашему городу только 260 лет? А может, все-таки больше? Все сильно удивятся, если я заявлю, что на месте Ростова еще во времена древних греков существовало постоянное поселение городского типа! Точнее, цепь из шести однотипных поселений-крепостей. Центральное поселение из этой цепи располагалось аккурат в центре нынешнего Ростова-на-Дону. Вблизи железнодорожного вокзала. На месте площади Пятого Донского корпуса и вокруг нее. Конечно, называлось оно не Ростовом, а как предполагают некоторые историки Наварисом, Патарвой или еще как нибудь...

Ну, пусть даже и Наварис, ведь город Казань тысячу лет назад тоже назывался по-другому и даже находился, мягко говоря, не совсем в том месте, где нынешняя Казань – за 70 километров от нынешней столицы Татарстана. А вот Москва – ведь она в далеком 1147 году называлась по другому – Кучковым Полем и Московом. И был этот «Москов» чуть ли не охотничьей заимкой на болоте...

В этой связи я утверждаю, что при подобном подходе у Ростова-на-Дону никак не меньше прав считаться даже не тысячелетним, а двухтысячелетним городом! Ведь если вести свою историю с античных крепостей (как в случае в нашим Ростовом) – то это куда солиднее, чем с захолустного владения боярина Кучки на каком-то болоте.

Наши официальные историки возражать начнут. Но я хочу спросить их – а почему Рязани-Казани-Астрахани можно считаться тысячелетними, а Ростову нельзя?! (Тем более что Ростов и не переносился с места на место за десятки километров)! И почему наши краеведы так вцепились в эту Темерницкую таможню 18 века, от которой якобы Ростов начался? Может, стоит вспомнить, что было за многие столетия до этого?! А было-то, оказывается, очень и очень многое.

Кстати, сведения об античном «Древнем Ростове» вовсе не такая уж сенсация. Это было известно еще в 1908 году, когда древнее Усть-Темерницкое городище частично исследовали под руководством донского историка М.Б. Краснянского. Почему же сегодняшние ростовчане об этом ничего не знают? Перенесемся на две тысячи лет назад, когда еще совсем недавно распят Христос, а Апостол Андрей проповедует в девственных степях Северного Причерноморья, где пасутся табуны диких лошадей, на которых охотятся сарматы – хозяева Дона. В Риме правит император Тиберий. А древнегреческий город Танаис на берегу Мертвого Донца считается окраиной Ойкумены – населенного цивилизованного мира.

Донская степь воспринималась в те времена как край земли, как некогда в Российской империи воспринимали Сибирь. Римляне с ужасом рассказывают, что в дикой стране сарматов «вода от холода становится твердой. Она превращается в подобие камня, а у людей глаза лопаются! От сильного мороза части тела отпадают от человека из-за трения об одежду».

Севернее Танаиса, по представлениям древних греков и римлян, простиралась смертоносная ледяная пустыня (там, где сейчас Центральная Россия). «Дальше и нет ничего. Лишь морозы и море, там где от стужи порой затвердевает волна...» (здесь и далее стихи Публия Овидия Назона). Тем не менее, город Танаис, несмотря на то что воспринимался стоящим на краю обитаемого мира, считался по тем временам густонаселенным и довольно старым городом. А по всей округе разбросаны были города-спутники. «Древний Ростов» (название, конечно, условное) как раз и был одним из таких городов-спутников. Он играл при Танаисе ту же роль, что сегодня Батайск при Ростове.

В «Древнем Ростове» предположительно обитали около пятисот «ростовчан». И такое процветание продолжалось около 350 лет. С первого по середину третьего века после Рождества Христова. То есть всю эпоху раннего христианства.

Располагался наш «Древний Ростов» там же, где и центр Ростова современного, но в двух очагах. Двух отдельных городищах, хотя и вблизи друг друга. Первый очаг историки называют Темерницким, а второй – Ростовским «городищами». Остальные четыре городища тоже входят в черту сегодняшнего города Ростова-на Дону, располагаясь от Ливенцовки почти до Аксая.

Темерницкое городище – это нынешняя площадь Пятого донского корпуса и спуск к вокзалу. Когда-то это был большой, ныне утраченный, археологический объект. «Прикончила» его Владикавказская железная дорога. Требовался грунт на засыпку болотистой долины Темерника. Городская Дума показала на сохранявшийся здесь в течение сотен лет некрополь. Все срыли подчистую. Земля вперемешку с костями, с утварью сейчас под Вокзальной площадью, под Лензаводом. «Золотишко, какое попалось, сплавили в кабаки. Кое-что прилипло к рукам ювелиров, пошло в переделку, и не одна ростовская красавица щеголяла кулоном или брошью этого могильного золота», – вдохновенно писал Владимир Сидоров в 1999 году в своей «Энциклопедии Старого Ростова и Нахичевани-на-Дону».

Самой интересной находкой Усть-Темерницкого городища стала беломраморная плита с надписью. Надпись в переводе В.В. Латышева является посвящением «Богу всевышнему и всемилостивому» братьев Виона и Феодора, сыновей Фанна и их матери. Посвящение и благодарность за то, что спас от какой-то великой беды. Надпись относят к времени первого века нашей эры.

А кем же были «древние ростовчане»? Скорее всего – полукровками, полугреками-полуварварами. И штаны носили как сущие варвары. В те времена, кстати, цивилизованные люди штанов не носили, ходили в туниках с голыми ногами. Некоторые древнегреческие щеголи, чтобы выглядеть погламурнее, даже ноги себе брили «под тунику» подобно сегодняшним метросексуалам.

Вино танаиты и «древние ростовчане» пили неразбавленным, так же, как и их соседи – сарматы. К тому же у степняков еще один признак «дикости» был. Они, видите ли, тыкали в мясо вилками (которые сами же и изобрели), а не ели его руками, как все воспитанные люди в Римской империи.

Еще «древние ростовчане», равно как и все местные жители, носили особые скифские шапки – кожаные колпаки. Они дожили до нашего времени в виде одеяния православных монахов. Фасон этих шапок не изменился за две тысячи лет. В церковном мире они по сей день так и называются – «скуфейки» или «скуфьи» – то есть буквально скифские шапки!

А как выглядели наши предки? Сохранилось единственное в истории подлинное изображение древнего танаита. На каменном барельефе изображен всадник Трифон сын Андромена. Вот вам на примере этого Трифона Андроменовича можно воссоздать доподлинный облик городского жителя Нижнего Дона. Пусть он житель города Танаиса, а не «ростовчанин», но ведь и в «Древнем Ростове» жили те же самые танаиты.

Итак, бритое лицо по древнеримской моде. Степная всепогодная шапка-скуфейка. Варварские шерстяные или войлочные широкие штаны, предохраняющие от холода, от комаров, они же – для верховой езды и чтобы, извините, промежность не натирать. Чисто скифские сапожки из мягкой кожи, причем без подметок и каблуков, которых в те времена еще не изобрели.

Вид у «древних ростовчан» получался диковатый. Так что вкупе со штанами, бородами и скифскими шапками танаиты, несмотря на свое частично греческое происхождение, заработали в античном мире репутацию полуварваров.

Он, как и Танаис, и как все без исключения поселки оседлых жителей Нижнего Дона, был подвергнут серии погромов, один за другим трижды. Сначала сюда нагрянул с войсками упоминаемый здесь царь Полемон. Он, видно, не до конца разгромил Танаис и города его округи, ибо после его визита все возродилось и отстроилось. Но потом пришла новая волна сарматов, потом готы и гунны.

Все городища «Древнего Ростова» были буквально сметены нашествием диких гуннов. Диких в совершенно прямом смысле, ибо даже людоеды-папуасы на фоне гуннов выглядели просвещенными гуманистами.

Обе ростовских крепости погибли в считанные минуты. Сто тысяч горящих стрел ослепительным ливнем обрушиваются на камышевые крыши городища. Пожар и паника. Все мужчины в городках убиты почти сразу, а все уцелевшие женщины поголовно изнасилованы и растерзаны до неузнаваемости. Кровавые куски их мелко расчлененных тел уже рассованы под седлами, а головы насажены на копья.

Так гибли «первые ростовчане». И произошло это приблизительно в 370 году после Рождества Христова.

Гунны пробыли в Приазовье от силы пару недель, и далее двинулись на Крым, уничтожив там все античные поселения, кроме чудом уцелевшего Херсонеса.

Ну а «Древний Ростов», представьте себе, возродился. Город Танаис тоже. Эти города просуществовали еще полтораста лет после гуннского нашествия. И возродились они потому, что многие танаиты и «ростовчане» спаслись в плавнях, а после ухода гуннов просто вернулись на пепелища и начали все сначала.

Но это уже совсем другая история...



Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.


Смотрите также

Пока что новостей в этом блоке нет