Литература будит воображение и, создавая союз чувств (писателя и читателя), становится частицей нашего мировосприятия. Все с большей полнотой эту задачу выполняет и искусство кино.
Процесс создания и влияния на общество произведения искусства - это действие и эстетическое, и нравственное, и социальное.В эпоху гигантской научно-технической революции эти функции обостряются: не исчезает добро, нравственность, способность к самопожертвованию. Как остаются и проявления бесчестия, вероломства, эгоцентризма. Правдивое искусство, обличая зло, отстаивая гуманистические идеи всей своей образной сущностью, продолжает выполнять извечный нравственный подвиг.
Но ныне свою нравственную проповедь кино произносит в более тонкой, не лобовой форме. Ибо изменилась сама образная сущность кино. Старые приемы повествования обретают черты современности. Так, одна из бытующих форм в кино - поэтические иносказания реализуется в том же направлении: усиления не просто художественного, но именно нравственного, социального союза искусства и жизни. Кинематографические иносказания становятся сегодня творческим осмыслением современных проблем общества: они отражают отношение художника к сегодняшним, к "болевым точкам" действительности.
Широкую известность приобрела картина грузинского режиссера О. Иоселиани "Жил певчий дрозд". Ее герой - музыкант, играющий в оркестре на ударных инструментах, молодой человек с несостоявшейся биографией: своих способностей он не осуществил, своей песни так и не пропел. Само название воспринимается как незавершенное иносказание: певчий дрозд жил, но как? На этот вопрос отвечает весь ход событий, весь фильм в целом. В нем много поэтических недоговоренностей, рассчитанных на способность зрителя довообразить недосказанное, но подразумеваемое. Фильм наталкивал на размышления о собственной жизни: так ли я живу? Нет ли среди моих друзей такого "дрозда"? Не рассеиваю ли я свое внимание по мелочам? На что большее я способен? Возможны и другие ассоциации, более тонкие, более емкие, более веские. Но так или иначе в этом общении со зрителем, в этом своеобразном диалоге с ним и проявляется социальная роль современного фильма, проникновение искусства кино в нашу, зрительскую жизнь.
В самом названии выражено иносказание и режиссером Н. Губенко фильма "Подранки" Птицы С подбитым крылом.
Подранки и ребята из детского дома - персонажи этого фильма, созданного неравнодушной рукой, тем, кто сам когда-то был "подранком" и теперь расправил крылья, способен взлететь. Фильм помогает обличению черствости, душевной пустоты, чванства - этих качеств мещанина. Одновременно "Подранки" обнажают черты благородства, душевной тонкости, человечности, способности к самопожертвованию, черты коллективизма мышления и действия - качества, пробужденные глубоким мировосприятием.
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.