Пересказывание текста – полезный навык, необходимый для эффективного обучения. С помощью него ребёнок развивает логику, фантазию, память. Но дошкольникам справиться с пересказом непросто. Как же научить детей анализировать, выделять суть и запоминать текст? Академия любознательности делится несколькими приёмами. Читайте о них в статье: https://academy-of-curiosity.ru/razvitie-rechi/kak-nauchit-rebyonka-pereskazyvat-tekst/.
Пересказывать текст можно разными способами:
Приступать к заданию лучше с простого варианта, постепенно усложняя задачу. Важно, чтобы текст был доступным для понимания ребёнка, без обилия незнакомых слов. Иначе вся работа сведётся к тому, что он будет пытаться уловить, что значит та или иная фраза, а суть рассказа так и не поймёт.
Но при этом слишком простые тексты, наподобие «Теремка» или «Курочки Рябы» для 5-7-летнего дошкольника тоже не пойдут. Ориентируйтесь на уровень подготовки своего ребёнка, его словарный запас, интересы. В качестве текста для пересказа можно взять, например, рассказы Льва Толстого, Владимира Сутеева, Евгения Чарушина. Оптимальный размер текста – до 15 предложений.
После того, как подберёте соответствующую литературу, можно переходить к чтению. Сначала это будет знакомство с произведением. И только потом, при повторном прочтении, анализ. Можно предложить ребёнку ответить на вопросы по тексту, озаглавить его, разобраться в значении незнакомых слов. Это классический подход к работе.
Есть и прогрессивный способ. Его суть в углублённой проработке произведения. Здесь важно обращать внимание на детали и отличать первостепенную информацию от второстепенной, выделять структуру.
Приёмы, которые помогут заинтересовать ребёнка:
1. Что было бы, если…? Порассуждайте с ребёнком, как бы сложилась судьба героев, если изменились те или иные обстоятельства. Например: что если Котька из произведения Николая Носова сразу бы помог построить горку?
2. Сокращаем текст. Распечатайте рассказ на листе и попросите ребёнка вычеркнуть те фразы и предложения, без которых суть произведения не изменится. На первый взгляд, задание простое, но на деле оказывается всё куда сложнее.
3. Белые пятна. На этот раз распечатайте текст, но уберите какие-то знаковые слова и словосочетания. Задача ребёнка – восполнить пробелы.
4. Собери по порядку. Распечатайте рассказ и разрежьте его на несколько частей. Пусть малыш соберёт его в нужной последовательности.
5. Прежде чем приступить к пересказу, найдите в тексте ключевые слова, на которых держится всё повествование. Запишите их отдельно. Это будет хорошей подсказкой, когда ребёнок будет вспоминать содержание рассказа.
6. Сочиняем новый рассказ. Возьмите те же самые ключевые слова, но на этот раз попросите ребёнка, опираясь на них, придумать новую историю.
7. Дополняем текст. Этот приём обратный. Если предыдущие разы мы сокращали, выделяли только суть, то здесь, напротив, дополняем историю деталями.
Об остальных приёмах анализа, запоминания и пересказа читайте в статье Академии любознательности «Как научить ребёнка пересказывать текст». Там же вы найдёте рекомендации, как эффективнее проводить занятия.
Для развития памяти, внимания и логики можно подключать специальные обучающие игры. В большинстве своём эту функцию выполняют квесты, где детям нужно отыскать карточки и выполнить задания. Это могут быть математические примеры, шифровки, закономерности, лабиринты, составление слов из букв, логические головоломки и другое.
Квест для детей можно сделать самостоятельно: https://academy-of-curiosity.ru/tematicheskie-zadaniya/kvest-dlya-detej-svoimi-rukami/. Там вы найдёте примеры задач и особенности квестов при проведении их в разных локациях. Ведь игра подходит не только для дома, но и дачи, детского сада и игровой площадки.
А что собой представляют квест-игры, для какого возраста они подходят, как проводить игру на день рождения https://academy-of-curiosity.ru/tematicheskie-zadaniya/kvest-dlya-detej-na-den-rozhdeniya/ или другую вечеринку читайте на нашем сайте. В конце игры всех участников ждут сюрпризы. Можно взять канцелярию, сладости, небольшие игрушки или сувениры. Важно, чтобы подарки были одинаковыми для всех. По желанию возьмите тему, придумайте сюжет, украсьте помещение и раздайте детям реквизит. Но это необязательное условие проведения квеста. Можно обойтись только карточками с заданиями. Главное, хорошее настроение и настрой на победу.
Играйте и развивайтесь вместе с Академией любознательности!
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.