Фигуры высшего пилотажа на самолете, выполняемые профессиональными летчиками, выглядят завораживающе и заставляют волноваться за сидящего в кабине человека. И повод для волнений есть: для этих рискованных маневров от пилота требуются не только отточенные навыки полета, но и предельная концентрация и собранность. Одно неверное действие может стоить ему не только самолета, но и жизни.
Изначально искусство пилотирования нашло применение в военном деле, став инструментом для эффективных воздушных боев. Сегодня оно превратилось в экстремальный спорт для пилотов и щекочущее нервы развлечение для пассажиров. Существуют компании, предлагающие клиентам уроки высшего пилотажа и кресло второго пилота, и желающие находятся. Если ваш близкий человек любит экстремальные развлечения, вы можете приобрести для него сертификат на высший пилотаж — полет на самолете в подарок https://u-podarki.ru/catalog/polety/plane/ в любой компании, предоставляющим подобные услуги.
Выполнение элементов, квалифицированных как высший пилотаж, является серьезной нагрузкой для организма. Человек, намеренный сесть в кабину, должен иметь хорошую физическую форму. К полетам не допускают, если у вас есть медицинские проблемы с:
опорно-двигательным аппаратом;
эндокринной системой (сахарный диабет);
сердечно-сосудистой и дыхательной системами;
нервной системой и психикой.
Понятно, что элементы высшего пилотажа противопоказаны беременным женщинам и людям, восстанавливающимся после травм.
На учебно-тренировочном реактивном самолете (Л-29 Дельфин, Л-39 Альбатрос) допускают полетам желающих с 16 лет, ростом не более 2 м и весом не более 120 кг.
Тем, кто хочет полетать на спортивном поршневом (ЯК-52, Van’s Aircraft RV-7), должно исполниться 18, рост не выше 190 см, вес не превышает 100 кг.
Обычно мы наблюдаем в небе маневры самолетов:
Л-29 Delfin, чешского самолета, основного при подготовке пилотов российских ВВС;
Л-39 Albatros, являющегося наиболее используемым реактивным тренажером в мире, сегодня состоящего на вооружении ВВС РФ в качестве учебно-тренировочного самолета и участвовавшего в ряде стран в военных действиях как легкий штурмовик;
ЯК-52 — легенды среди спортивных самолетов. ЯК-52 — это мощный двигатель, набор превосходных летно-технических характеристик, высокая надежность и высокие полетные скорости;
Van’s Aircraft RV-7 — двухместного самолета нового поколения производства США, выпускаемого с 2000 года и оснащенного самым актуальным приборным оборудованием, с современным салоном.
Продолжительность подготовки к полету — приблизительно 40 минут. В нее входят:
беседа с пилотом на тему программы полета и предстоящих элементах высшего пилотажа, ознакомление с основными деталями и узлами самолета;
инструктаж для второго пилота непосредственно в кабине, ознакомление с основными приборами управления машиной и нормами поведения в случае внештатных ситуаций.
Рекомендуется перед полетом не набивать живот слишком плотно — если вы не пилот, вашему вестибулярному аппарату предстоит адаптироваться к полетным режимам, не усложняйте себе жизнь. Приезжать на аэродром нужно в обычной, комфортной для вас одежде и обуви (в офисном костюме или вечернем платьице с туфлями на шпильках в кабине будет не слишком удобно).
Что значит высший пилотаж? Это маневрирование летательной машины в воздухе с выполнением элементов в виде фигур особой сложности. Обратите внимание: некоторые компании, продающие спортивные полеты, называют фигурами высшего пилотажа то, что ими не является. Например, вираж и боевой разворот — фигуры простого пилотажа, а штопор, мертвая петля, ранверсман, бочка, иммельман — сложный, но не высший.
К высшему относят еще более сложные элементы. Фигуры пилотажа с названиями:
«Кобра» — полет самолета по заранее определенной траектории с резким задиранием носовой части. Сложность заключается в удержании самолета в этом положении, чтобы он не перевернулся в воздухе. Также называется «коброй Пугачева» в честь русского пилота Виктора Пугачева, впервые показавшего этот маневр на Су-27 в 1989 году на авиасалоне во французском аэропорту Париж-Ле-Бурже.
«Колокол» — самолет поднимается на практически прямой угол со скольжением на хвост. При максимальном угле атаки машина резко «проваливается» вперед носовой частью, траектория напоминает очертания колокола. Впервые фигуру привез в 1988 на британский авиасалон в Фарнборо русский летчик-испытатель Анатолий Квочур, он выполнил ее на МИГ-29.
«Хук» является усложненным вариантом «кобры». Здесь самолет после аэродинамического торможения за доли секунд разворачивается и на вираже «уходит от врага». Впервые выполнил Евгений Фролов за штурвалом Су-35 в 1995.
«Чакра Фролова» — машина снижает скорость, набирая высоту, как в «колоколе», и из этой позиции выполняется маленькая мертвая петля, на малой скорости машина разворачивается вокруг собственной хвостовой части, «пропуская вперед противника-преследователя, чтобы прицелиться в него». В первый раз «чакру» проделал все тот же Фролов на Су-35. Считается, что кроме этой машины, в мире еще только три могут выполнять этот маневр — это Су-30МК, Су-37, Миг-29ОВТ.
«Разворот на кобре» как бы продолжает «кобру»: выполнив ее, машина разворачивается и продолжает полет уже в обратном направлении. Изначально «разворот» считался фигурой сложного, а не высшего пилотажа, но потом был переквалифицирован.
«Переворот на колоколе» является одной из самых сложных фигур: после зависания в воздухе на доли секунды машина переворачивается в полете на 180°. По сути это 2 объединенных элемента.
«Нож» — машина находится в строго горизонтальном полете с креном на угол 90°. При выполнении элемента пилот одновременно осуществляет контроль за скоростью полета, состоянием высоты и углом крена.
«Кульбит» — этот маневр выполняется на большой угловой скорости вращения с переворотом на 360° и возвращением в исходное положение, но не с помощью обратного движения — самолет продолжает вращаться. Это еще один элемент, в первый раз выполненный Евгением Фроловым.
Полет с фигурами высшего пилотажа приносит море впечатлений, не идущих ни в какое сравнение с эмоциями от обычных обзорных полетов. И он действительно может стать отличным подарком для ценителей экстремальных ощущений.
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.