В декабре исполнилось 42 года с момента первого полета А – 50, ставшего поистине легендой отечественной авиации. Сегодня машина проходит глубокую модернизацию благодаря совместным усилиям специалистов Концерна «Вега» (холдинг «Росэлектроника» ГК Ростех) и ТАНТК имени Г.М. Бериева. На данный момент «Вега» и ТАНТК уже передали ВКС России 6 обновленных А-50У.
«Вега» и ТАНТК у истоков отечественного «АВАКСА»
Авиакомплекс дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) А – 50 в свое время стал «ответом» СССР на самолеты «AWACS», производимые в США. Он создавался для обнаружения летательных аппаратов, наземных целей и надводных кораблей, в том числе малозаметных, их сопровождения, а также оповещения о возможных противниках и о воздушной обстановке в целом командных пунктов Вооружённых Сил. При необходимости он мог применяться для управления самолётами истребительной, ударной авиации и служить настоящим летающим командным штабом.
Первый полет А-50 состоялся в декабре 1978 года, но этому предшествовала масштабная работа. Над новым авиационным комплексом ДРЛО трудились совместно специалисты ТАНТК им. Г.М. Бериева и Московского НИИ приборостроения «Вега» (сегодня – Концерн радиостроения «Вега»). В качестве основы использовался «транспортник» ИЛ – 76, но его системы управления и навигации подверглись глубокой модернизации, на борту был установлен РТК «Шмель», усовершенствована организация электроснабжения и охлаждения, размещения экипажа и всей необходимой аппаратуры. Чтобы увеличить дальность и длительность полета, а также времени барражирования, судно оборудовали системой заправки непосредственно в воздухе.
Отличительной чертой А-50 является круглый вращающийся обтекатель антенны РТК, похожий на гриб или летающую тарелку. Данное решение дало круговой обзор и значительно увеличило радиолокационные возможности комплекса, позволив обнаружить цель, летящую на малой высоте в радиусе 200—400 км, на большой высоте – в радиусе 300—600 км. Надводные корабли «гриб» позволял «ловить» на расстоянии до 400 км. При этом, одновременно комплекс мог сопровождать до 150 различных целей и наводить на них до 12 самолетов-истребителей.
В 1989 году А – 50 официально поступил на вооружение и за годы службы отлично зарекомендовал себя. Самолеты постоянно участвовали в масштабных военных учениях, эффективно осуществляли дистанционный контроль сопредельных территорий и помогали в охране воздушного пространства страны. Однако технологии не стоят на месте и в начале 2000-х появилась необходимость в модернизации «летающего штаба». Эту работу снова доверили ученным, конструкторам и инженерам ТАНТК им. Г.М. Бериева и Концерна «Вега».
Генконструктор Концерна «Вега» В. С. Верба: обновленный А – 50У - самая сложная и эффективная авиационная система!
Комплексная модернизация А–50 стартовала в 2003 г., причем велась она сразу в нескольких направлениях. Благодаря кропотливой работе сотрудников Концерна «Вега» и ТАНТК им. Г.М. Бериева удалось серьезно усовершенствовать летную базу, а также радиотехническую и навигационную составляющие аппарата. В результате новый авиакоплекс превосходит предшественника по целому ряду параметров. В частности, возросли дальность и время полета, радиус обнаружения воздушных, наземных и надводных целей, в том числе, беспилотных, увеличилось число одновременно сопровождаемых объектов и наводимых истребителей, повышена надежность всех систем ДРЛО.
«Достичь такого результата удалось за счет внедрения сквозной цифровой обработки сигналов, использования современных вычислительных комплексов и алгоритмов функционирования, инновационной спутниковой навигационной системы, - рассказывает Владимир Степанович Верба, генеральный конструктор АО «Концерн «Вега». – При создании модернизированного радиотехнического комплекса применялась новейшая элементная база, новейшие технологии сборки и монтажа. Обновлению также подверглись рабочие места операторов комплекса и членов тактического экипажа, улучшены условия пребывания команды на борту, что делает эксплуатацию "воздушного штаба" гораздо удобней и эффективней».
На данный момент Концерн «Вега» и ТАНТК им. Г.М. Бериева выполнили работы по усовершенствованию и передали ВКС РФ 6 модернизированных самолетов А- 50У. Один из них в этом году открывал воздушную часть главного парада, посвященного 75-летию Великой Победы. Кроме того, А – 50У не первый год несет службу в Сирии на российской авиабазе в Хмеймиме.
«Воздушные комплексы ДРЛО по сути являются летающими радарами, дополненными функционалом командного пункта управления. В обновленных самолетах также успешно решены и задачи управления с борта беспилотниками, - рассказывает генконструктор Концерна «Вега» Владимир Степанович Верба. - Наши модернизированные А – 50У соответствуют мировому уровню. Сегодня они являются самой сложной авиационной системой в мире, изготовить которую полностью самостоятельно способны лишь Россия и США».
В настоящий момент, в рамках гособоронзаказа осуществляется модернизация седьмого авиационного комплекса ДРЛО. Как уточнили в «Веге», седьмой А – 50У должен быть сдан в 2021 году. Уникальный самолет, прозванный «всевидящим оком» ВКС России, продолжит нести свою службу!
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.