Экономика

Алексей Тайчер: история становления бизнесмена

Алексей Тайчер: история становления бизнесмена

По своей колее: как Алексей Тайчер построил собственный многопрофильный бизнес

Сегодня он владеет группой «ТФМ». Его компании занимают ведущие позиции в своих сегментах: от лизинга до ж/д перевозок и майнинговых услуг. Подробнее о проектах и достижениях бизнесмена — в нашей публикации.

Во главе группы «ТФМ»

В 2019 году Тайчер Алексей стал совладельцем лизинговой компании ПАО «ТрансФин-М». Вместе с партнерами он выкупил предприятие у «Благосостояния» — одного из крупнейших негосударственных пенсионных фондов.

На тот момент в портфеле компании 86% занимала железнодорожная техника. В активах также была спецтехника, используемая для разработки горнорудных месторождений.

На подготовку сделки Тайчер потратил почти год. В числе интересантов были ведущие кредитно-финансовые организации. Одним для приобретения «ТрансФин-М» требовалась докапитализация уставного фонда, другие предлагали цену, которая не устраивала продавца. Алексею Тайчеру и его партнерам удалось сделать лучшее предложение: они купили компанию по цене выше рыночной. Большую часть средств предоставил один из крупных российских банков.

«ТрансФин-М» стал ключевым предприятием холдинга «ТФМ», бенефициаром которого является Тайчер. Активы этой компании стали основой для создания в 2019 году ООО «Атлант» — универсального оператора железнодорожного подвижного состава колеи 1520. Летом того же года компания уже вела полномасштабную работу на базе 20-тысячного парка вагонов ООО «ТФМ-Оператор». В декабре 2019-го в состав акционеров «Атланта» вошла госкорпорация ВЭБ.РФ: ей принадлежит четверть акций. Остальные 75% находятся во владении ТФМ.

В 2020-м «Атлант» нарастил парк крытых вагонов в управлении в 2,5 раза, до 6,7 тысяч единиц, в оперировании – в 3 раза, до 3,3 тысячи единиц. Спустя год в оперировании компании было уже 6,5 тысячи крытых вагонов, а общее количество техники оператора увеличилось до 60,9 тысячи единиц. Компания была признана крупнейшим независимым арендодателем подвижного состава. Будучи частью транспортной системы России, «Атлант» обеспечивает экономические связи как внутри страны, так и за ее пределами.

Кроме того, Алексей Тайчер, опираясь на имеющуюся в активах «ТрансФин-М» специализированную технику, решил усилить позиции дочерней компании группы — ООО «ТФМ-Спецтехника» — на рынке горных услуг. Сегодня она работает на 10 открытых горных месторождениях в шести российских регионах, оказывая полный комплекс работ: от буровзрывных до рекультивации отработанных территорий.

За полтора года менеджменту удалось сформировать портфель заказов более чем на 150 миллиардов рублей. В штате компании работают уже более 1000 квалифицированных специалистов. Парк основной и вспомогательной спецтехники насчитывает более 240 единиц. В их числе:

  • карьерные самосвалы грузоподъемностью от 30 до 220 тонн;

  • гидравлические экскаваторы;

  • автогрейдеры;

  • тракторно-бульдозерная техника;

  • буровые станки.

«ТФМ-Спецтехника» — лидер среди компаний, оказывающих сервисные услуги в области горных работ. Она сотрудничает с такими крупнейшими предприятиями страны, как «Сибирский антрацит», «Кузбассразрезуголь» и «Мечел».

Холдинг Тайчера развивает существующие направления деятельности и осваивает смежные сегменты бизнеса. В их числе, к примеру, цифровой и экологический лизинг. Летом 2021 года «ТрансФин-М» начал предоставлять такую услугу, как лизинг коммерческой недвижимости. Подобный механизм позволяет приобретать офисные, торговые и складские объекты на максимально гибких условиях.

Сегодня головное предприятие группы «ТФМ» находится на шестом месте рэнкинга крупнейших российских лизинговых компаний с объемом портфеля, превышающим 170 миллиардов рублей. В активах «ТрансФин-М»:

  • 24 судна различного назначения;

  • 300 единиц спецтехники;

  • свыше 49 тысяч единиц подвижного состава.

С 2020 года компания входит в перечень системообразующих предприятий транспортного комплекса РФ.

Первая крупная инвестиция

Первый бизнес Алексею Тайчеру удалось реализовать в 2012 году. Он подготовил сделку, и на предоставленные кредитные средства было приобретено АО «СГ-Транс» — компания, которая занималась закупкой, перевозкой и продажей сжиженных углеводородных газов. Ключевым инвестором тогда выступила АФК «Система» Владимира Евтушенкова, которая впоследствии вышла из состава акционеров, продав свою долю менеджменту.

В том же году Алексей Роменович возглавил компанию. Собранной им высококлассной команде управленцев удалось вывести «СГ-Транс» в лидеры рынка за три года.

В 2013-м менеджмент провел реорганизацию бизнеса: трейдинговое направление было оформлено в отдельное предприятие — ОАО «СГ-трейдинг». Эта компания взяла на себя оптово-розничную реализацию сжиженных углеводородных газов (СУГ). На баланс организации были переданы 64 АГЗС и 12 баз хранения СУГ.

АО «СГ-транс» сосредоточилось на оказании услуг по железнодорожной транспортировке нефтехимии и нефтегазов и связанными с этим сервисами. В 2019-м компания успешно освоила быстрорастущий рынок перевозки грузов в танк-контейнерах.

Сегодня в структуру компании входят 10 ремонтно-испытательных пунктов (РИП) и столько же филиалов, а также сеть центров по предоставлению услуг вагонного хозяйства.

Управленческий опыт

Опыт работы Тайчера в бизнес-структурах превышает 20 лет. В 1998 году, будучи студентом третьего курса Петербургского госуниверситета путей сообщения (ПГУПС), он устроился в транспортный холдинг ЗАО «Евросиб СПб». Первое время был помощником финансового директора, спустя некоторое время стал его заместителем.

Плотный рабочий график не помешал Алексею Тайчеру в 2000-м с отличием окончить ПГУПС, а через три года получить еще и диплом Master of Business Administration в области финансов на базе ведущей бизнес-школы РФ.

После переезда в Москву в 2003 году Алексей Роменович занимался реструктуризацией убыточных и непрофильных активов крупного транспортного холдинга ООО «Концерн «Союзвнештранс», владеющего железнодорожными, портовыми и логистическими активами.

В 2005-м ОАО «РЖД» привлекло Тайчера к разработке документа, который впоследствии лег в основу реформирования госкорпорации, — Целевой модели рынка грузоперевозок. Он также принимал участие в создании, развитии и подготовке к приватизации «Первой грузовой компании» (ПГК). Состоявшаяся в октябре 2011 года сделка по продаже 75% ПГК за вычетом двух акций стоимостью 125,5 млрд рублей была признана крупнейшей в сфере ж/д транспорта.

В 2015 году опыт антикризисного управления Алексея Роменовича вновь был востребован руководством РЖД: бизнесмену поручили возглавить крупнейшую дочернюю структуру госкорпорации — «Федеральную грузовую компанию», которая находилась в тяжелом финансовом положении. За три года под его руководством ФГК вышла из кризиса, став самым прибыльным подразделением РЖД, принесшим головной компании дивиденды на 40 миллиардов рублей.




Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.


Смотрите также

Ростовская область увеличила доходы от имущества и земли на 40% в 2024 году
Ростовская область увеличила доходы от имущества и земли на 40% в 2024 году
По итогам 2024 года доходы от распоряжения имуществом и земельными участками в Ростовской области увеличились в 1,4
Слюсарь: капитализацию фонда развития промышленности в Ростовской области увеличили на 650 млн рублей
Слюсарь: капитализацию фонда развития промышленности в Ростовской области увеличили на 650 млн рублей
В Ростовской области увеличили капитализацию Регионального фонда развития промышленности на 650 млн рублей, и
Инфляция в Ростовской области ускорилась: цены на продукты и услуги продолжают расти
Инфляция в Ростовской области ускорилась: цены на продукты и услуги продолжают расти
В январе 2025 года инфляция в Ростовской области продолжила ускоряться, достигнув 9,97%. Это выше показателя декабря
Слюсарь заявил о необходимости участвовать в максимальном количестве федеральных программ
Слюсарь заявил о необходимости участвовать в максимальном количестве федеральных программ
Врио губернатора Ростовской области Юрий Слюсарь поставил перед донским правительством задачу участвовать в
Затраты на перенос «Ростовского порта» выросли до 1,5 млрд рублей
Затраты на перенос «Ростовского порта» выросли до 1,5 млрд рублей
Проект переноса  «Ростовского порта» в промзону Заречную подорожал на 300 млн рублей. Об этом сообщает сайт
Ростовская область вышла в лидеры по производительности труда
Ростовская область вышла в лидеры по производительности труда
Ростовская область вошла в число регионов-лидеров по итогам реализации национального проекта «Производительность труда»
Юрий Слюсарь поручил разработать модель экономического сотрудничества с участниками макрорегиона «Приазовье»
Юрий Слюсарь поручил разработать модель экономического сотрудничества с участниками макрорегиона «Приазовье»
Накануне, на совещании с представителями минэкономразвития глава донского региона Юрий Слюсарь поставил задачу
Слюсарь рассказал о реализации в Ростовской области инвестпроектов на сумму 85 млрд рублей
Слюсарь рассказал о реализации в Ростовской области инвестпроектов на сумму 85 млрд рублей
В 2025 году в Ростовской области планируется реализация девяти инвестиционных проектов, ориентированных на развитие