Сегодня он владеет группой «ТФМ». Его компании занимают ведущие позиции в своих сегментах: от лизинга до ж/д перевозок и майнинговых услуг. Подробнее о проектах и достижениях бизнесмена — в нашей публикации.
В 2019 году Тайчер Алексей стал совладельцем лизинговой компании ПАО «ТрансФин-М». Вместе с партнерами он выкупил предприятие у «Благосостояния» — одного из крупнейших негосударственных пенсионных фондов.
На тот момент в портфеле компании 86% занимала железнодорожная техника. В активах также была спецтехника, используемая для разработки горнорудных месторождений.
На подготовку сделки Тайчер потратил почти год. В числе интересантов были ведущие кредитно-финансовые организации. Одним для приобретения «ТрансФин-М» требовалась докапитализация уставного фонда, другие предлагали цену, которая не устраивала продавца. Алексею Тайчеру и его партнерам удалось сделать лучшее предложение: они купили компанию по цене выше рыночной. Большую часть средств предоставил один из крупных российских банков.
«ТрансФин-М» стал ключевым предприятием холдинга «ТФМ», бенефициаром которого является Тайчер. Активы этой компании стали основой для создания в 2019 году ООО «Атлант» — универсального оператора железнодорожного подвижного состава колеи 1520. Летом того же года компания уже вела полномасштабную работу на базе 20-тысячного парка вагонов ООО «ТФМ-Оператор». В декабре 2019-го в состав акционеров «Атланта» вошла госкорпорация ВЭБ.РФ: ей принадлежит четверть акций. Остальные 75% находятся во владении ТФМ.
В 2020-м «Атлант» нарастил парк крытых вагонов в управлении в 2,5 раза, до 6,7 тысяч единиц, в оперировании – в 3 раза, до 3,3 тысячи единиц. Спустя год в оперировании компании было уже 6,5 тысячи крытых вагонов, а общее количество техники оператора увеличилось до 60,9 тысячи единиц. Компания была признана крупнейшим независимым арендодателем подвижного состава. Будучи частью транспортной системы России, «Атлант» обеспечивает экономические связи как внутри страны, так и за ее пределами.
Кроме того, Алексей Тайчер, опираясь на имеющуюся в активах «ТрансФин-М» специализированную технику, решил усилить позиции дочерней компании группы — ООО «ТФМ-Спецтехника» — на рынке горных услуг. Сегодня она работает на 10 открытых горных месторождениях в шести российских регионах, оказывая полный комплекс работ: от буровзрывных до рекультивации отработанных территорий.
За полтора года менеджменту удалось сформировать портфель заказов более чем на 150 миллиардов рублей. В штате компании работают уже более 1000 квалифицированных специалистов. Парк основной и вспомогательной спецтехники насчитывает более 240 единиц. В их числе:
карьерные самосвалы грузоподъемностью от 30 до 220 тонн;
гидравлические экскаваторы;
автогрейдеры;
тракторно-бульдозерная техника;
буровые станки.
«ТФМ-Спецтехника» — лидер среди компаний, оказывающих сервисные услуги в области горных работ. Она сотрудничает с такими крупнейшими предприятиями страны, как «Сибирский антрацит», «Кузбассразрезуголь» и «Мечел».
Холдинг Тайчера развивает существующие направления деятельности и осваивает смежные сегменты бизнеса. В их числе, к примеру, цифровой и экологический лизинг. Летом 2021 года «ТрансФин-М» начал предоставлять такую услугу, как лизинг коммерческой недвижимости. Подобный механизм позволяет приобретать офисные, торговые и складские объекты на максимально гибких условиях.
Сегодня головное предприятие группы «ТФМ» находится на шестом месте рэнкинга крупнейших российских лизинговых компаний с объемом портфеля, превышающим 170 миллиардов рублей. В активах «ТрансФин-М»:
24 судна различного назначения;
300 единиц спецтехники;
свыше 49 тысяч единиц подвижного состава.
С 2020 года компания входит в перечень системообразующих предприятий транспортного комплекса РФ.
Первый бизнес Алексею Тайчеру удалось реализовать в 2012 году. Он подготовил сделку, и на предоставленные кредитные средства было приобретено АО «СГ-Транс» — компания, которая занималась закупкой, перевозкой и продажей сжиженных углеводородных газов. Ключевым инвестором тогда выступила АФК «Система» Владимира Евтушенкова, которая впоследствии вышла из состава акционеров, продав свою долю менеджменту.
В том же году Алексей Роменович возглавил компанию. Собранной им высококлассной команде управленцев удалось вывести «СГ-Транс» в лидеры рынка за три года.
В 2013-м менеджмент провел реорганизацию бизнеса: трейдинговое направление было оформлено в отдельное предприятие — ОАО «СГ-трейдинг». Эта компания взяла на себя оптово-розничную реализацию сжиженных углеводородных газов (СУГ). На баланс организации были переданы 64 АГЗС и 12 баз хранения СУГ.
АО «СГ-транс» сосредоточилось на оказании услуг по железнодорожной транспортировке нефтехимии и нефтегазов и связанными с этим сервисами. В 2019-м компания успешно освоила быстрорастущий рынок перевозки грузов в танк-контейнерах.
Сегодня в структуру компании входят 10 ремонтно-испытательных пунктов (РИП) и столько же филиалов, а также сеть центров по предоставлению услуг вагонного хозяйства.
Опыт работы Тайчера в бизнес-структурах превышает 20 лет. В 1998 году, будучи студентом третьего курса Петербургского госуниверситета путей сообщения (ПГУПС), он устроился в транспортный холдинг ЗАО «Евросиб СПб». Первое время был помощником финансового директора, спустя некоторое время стал его заместителем.
Плотный рабочий график не помешал Алексею Тайчеру в 2000-м с отличием окончить ПГУПС, а через три года получить еще и диплом Master of Business Administration в области финансов на базе ведущей бизнес-школы РФ.
После переезда в Москву в 2003 году Алексей Роменович занимался реструктуризацией убыточных и непрофильных активов крупного транспортного холдинга ООО «Концерн «Союзвнештранс», владеющего железнодорожными, портовыми и логистическими активами.
В 2005-м ОАО «РЖД» привлекло Тайчера к разработке документа, который впоследствии лег в основу реформирования госкорпорации, — Целевой модели рынка грузоперевозок. Он также принимал участие в создании, развитии и подготовке к приватизации «Первой грузовой компании» (ПГК). Состоявшаяся в октябре 2011 года сделка по продаже 75% ПГК за вычетом двух акций стоимостью 125,5 млрд рублей была признана крупнейшей в сфере ж/д транспорта.
В 2015 году опыт антикризисного управления Алексея Роменовича вновь был востребован руководством РЖД: бизнесмену поручили возглавить крупнейшую дочернюю структуру госкорпорации — «Федеральную грузовую компанию», которая находилась в тяжелом финансовом положении. За три года под его руководством ФГК вышла из кризиса, став самым прибыльным подразделением РЖД, принесшим головной компании дивиденды на 40 миллиардов рублей.
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.