Ясно, что 2006 год, да и несколько следующих, пройдут для Ростова под знаком глобальной реконструкции. Строительство – тема дня. Как, впрочем, и целый клубок проблем его сопровождающих. Но о проблемах – в следующих наших публикациях. Пока же попытаемся разобраться, что ждет исторический центр Ростова в градостроительных планах ближайшего времени.
Проблема стихийной застройки донской столицы не нова. Еще в XIX веке в Ростове возник целый, как сейчас сказали бы, «микрорайон», получивший меткое прозвище «Нахаловка». Тогда фактически в одночасье на пустыре выросли десятки стихийных мазанок, с которыми хозяин земли совладать не смог. «Самострой» узаконили, он существует и по сей день под официальным названием Новое поселение.
В советское время случаев стихийного строительства было немного, центральную часть города они почти не затрагивали. Все изменилось с началом «эпохи реформ», когда, пользуясь неразберихой в законе и попустительством местных властей (получающих откровенную мзду за «раздачу» земель), стали строиться кто ни попадя и где ни попадя. Дошло до того, что на встрече главного архитектора города Ростова-на-Дону Владимира Александровича Гейера с журналистами обсуждались моменты, касаемые актуального вопроса о разработке плана застройки центральной части Ростова-на-Дону, концепции реконструкции и проекта зон охраны.
За право воплощения своей концепции по планировке, реконструкции и перспективному развитию центральной части Ростова боролась весной на конкурсе целая группа известных архитекторов. Но четкое руководство к действию в основе концепции Юрия Залунина, доцента кафедры градостроительства Ростовской госакадемии архитектуры и искусства, дало ему все карты в руки. На интервью Юрий Залунин обрисовал все свои планы на будущее.
Прежде всего стоит определиться с понятием «центр», под которым понимается территория от Сиверса до Театральной площади и от Текучева до набережной включительно. Главная градостроительная осьпроспект Ворошиловский, акцент в кафедральном решении предлагают сделать на ось Ворошиловский плюс Соколова (полоса кварталов, попадающих в эту зону). В точках пересечения главных городских магистралей и улиц Мечникова–Текучева предполагается устройство крупных градостроительных комплексов и создание масштабных общественных зон, о чем шла речь еще раньше с главным архитектором города. Был объявлен конкурс на реконструкцию площади Гагарина, включая территорию ЦГБ, бассейн «Волна», с надеждой найти инвестора, способного создать современный медицинский центр на территории ЦГБ.
Деловой Ростов требует принципиально нового подхода в реконструкции и застройке, возведения комплексных торговых и бизнес-центров, сосредоточивающих в себе важные коммерческие и административные точки. Немаловажное значение имеют места расположения близ оживленных дорог, что облегчает доступность. Кроме того, по определению, общественные территории главным образом заняты под административные здания, которые в процентном соотношении могут превосходить жилые постройки. Жизнь диктует наполнение территории, которая не обеспечена определенными объектами с точки зрения рынка. И они объективно начинают расти, как грибы после дождя, любыми способами. Идет перевод жилого фонда в нежилой, например, первые этажи жилых зданий.
А территории в центре Ростова престижные. В центре и на окраинах потребитель и инвестор иной. В плане возведения элитного жилья выделяются застройщики, которые ведут застройку комплексно, вычищают территорию от ветхого фонда.
Это не просто комплексное жилье, если говорить о жилом фонде, а соответствующая инфраструктура, коммуникационное обслуживание, короткие транспортные связи, что в какой-то степени является критериями оценки элитности жилья. В противовес новым элитным домам в центре бросаются в глаза старые дома, некоторые предназначены под снос, а другие же, наоборот, попадают под охраняемые объекты-памятники. В интересах города – повысить плотность застройки центра жильем, спрос на него всегда существует и держится на должном уровне. Важно избежать столкновений вкуса и необходимости, продиктованных ростом экономики и потребностями жителей в плане архитектурных решений. Город должен сохранить лицо. Высокотехнологичный стальной hi-teck или стилизация под классический, уже устоявшийся стиль? Дело выбора не только архитекторов, но и застройщиков, инвесторов.
Последнее время в поле зрения ростовчан то и дело попадают две высотные пластины в центре, пересекающие квартал, – деловой центр «Купеческий двор», автором архитектурной идеи которого также является Юрий Залунин. Но, по его словам, в процессе работы над проектом на стиллобат ( нижняя часть здания, на которой стоят башни) добавили
2 этажа. Вместо задуманных архитектором 4, получилось 6 этажей стиллобата. Центр возьмет на себя функцию размещения общественной стоянки на нижнем уровне.
Есть еще одно здание, которое на слуху у ростовчан, но в большей степени вызывает недоумение – пирамида на Московской – Семашко. В СМИ не раз проходила информация о том, что строительство велось без соответствующих разрешений, в том числе по ГТРК «Дон-ТР». Ситуацию прокомментировал Андрей Шумеев, начальник инспекции градостроительного контроля, заявив, что по объекту на Московской – Семашко есть окончательное решение Федерального арбитражного суда о признании постройки подлежащей сносу. Теперь очередь за тем, чтобы изыскать полную сумму денег на снос. Кроме того, журналистами ставился вопрос о приостановленной стройке в районе Семашко – Станиславского, рядом с памятником архитектуры, который важно не повредить.
Одна из исторических частей города – набережная реки Дон. На ней сконцентрировано большое количество объектов, подлежащих охране, которые попадают под проект рассмотрения охраны памятников. Будет обсуждаться высота возводимых зданий. Предполагалось согласие участников конкурса на лучшее архитектурное решение со всеми материалами в виде проекта охранных зон, на вето и регламент в виде этажности. Границы территории и регламенты, проекты охранных зон будут еще утверждаться. В соответствии со стадийностью проектирования далее идет очередь проекта планировки и межевания районов в контексте генерального плана города.
Проект зон охраны в составе генерального плана застройки Ростова сейчас на рассмотрении, будет утверждаться к концу осени – началу зимы текущего года. Пока бумаги обсуждаются, город ждет решений.
В архитектурной концепции получает свое продолжение идея мостов на Соколова и Сиверса. Городской Ворошиловский мост перегружен, знаем, самим не раз приходилось стоять в пробке, к тому же порядком изношен, что, действительно, факт – возраст примерно лет 40. Определенной поддержкой ему будет дублирующий мост на Соколова, но только через несколько лет, как пояснил Юрий Залунин, за счет средств городского бюджета. Особый момент – техническая сторона: ширина проезжей части Ворошиловского моста измеряется 12 метрами (4-полосное движение по 3 метра на полосу). По новым меркам, надо 3,5 метра на полосу, но это уже про будущий мост на Соколова. Есть надежда, что мост все-таки будет построен.
Цель предполагаемого моста на Сиверса – снятие всего транзита с центра. Финансировать работы планируют областной и федеральный бюджеты. Но проехаться по нему удастся, как минимум, лет через шесть.
В продолжение темы, проблемы нехватки автостоянок будут решаться масштабно, в несколько этажей путем строительства многоуровневых парковок в центре. Районы Соборной площади, Дворца спорта. ЗЖМ, СЖМ, а также Ливенцовский также обретут свои подобные стоянки. Только бы не вступить в противоречия с геологией по грунтовым водам, чтобы однажды не вытаскивать машину из-под земли. Но, как известно, строят там, где можно, если осторожно.
Перечислять значимые объекты, необходимые Ростову в ближайшем будущем, можно до бесконечности, тема весьма волнующая. Но еще напряженнее – ждать результаты.
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.