Личный бюджет

Нефтегазовые доходы обеспечат успех будущих поколений

Нефтегазовые доходы обеспечат успех будущих поколений

Минфин разработал Концепцию обеспечения долгосрочной устойчивости бюджетной системы России. Минфин РФ внес в Правительство Концепцию формирования нефтегазового фонда, подразумевающую существенную корректировку механизмов формирования и размещения Стабилизационного фонда, который, по мнению разработчиков, уже сыграл важную стабилизирующую функцию для российской экономики и теперь нуждается в модернизации. Одновременно Минфин обосновывает принципы, согласно которым средства, получаемые благодаря благоприятной конъюнктуре на энергетическом рынке не могут просто «проедаться», а должны стать дополнительным фактором обеспечения благосостояния будущих поколений россиян. А таких настроений – «потратить все и сейчас» в обществе предостаточно.

Минфин разработал Концепцию обеспечения долгосрочной устойчивости бюджетной системы России. Минфин РФ внес в Правительство Концепцию формирования нефтегазового фонда, подразумевающую существенную корректировку механизмов формирования и размещения Стабилизационного фонда, который, по мнению разработчиков, уже сыграл важную стабилизирующую функцию для российской экономики и теперь нуждается в модернизации. Одновременно Минфин обосновывает принципы, согласно которым средства, получаемые благодаря благоприятной конъюнктуре на энергетическом рынке не могут просто «проедаться», а должны стать дополнительным фактором обеспечения благосостояния будущих поколений россиян. А таких настроений – «потратить все и сейчас» в обществе предостаточно.

Так, в последние годы усилилась эйфория по поводу высоких цен на нефть, причем она охватывает не только элиту, но и финансовые рынки. При росте цен на нефть ежегодно меняются долгосрочные прогнозы, и даже рынок фьючерсов на сырье следует за фактическими ценами. Никому так не опасно находиться в состоянии подобной эйфории, как целому государству, которое восемь лет назад прошло жесточайший кризис. На фоне таких настроений появляются предложения прямо сейчас потратить временные и случайные доходы от нефти и газа, поставив страну перед теми же проблемами, которые мы пережили в 1998 году. Среди сторонников этой идеи высказывается мнение, что расходование стабфонда не только не вызовет инфляцию, но и послужит развитию экономики и снижению зависимости от нефти.

Хотелось бы напомнить, что на инфляцию влияет лишь расходование того ресурса, который превышает потребности экономики в денежном предложении. Именно государство отвечает за эту функцию. Иначе не требовалось бы даже высоких цен на нефть. Можно было бы просто поручить Центральному банку напечатать деньги и направить, например, на строительство дорог. Кстати, так делалось в начале 90-х годов, когда Банк России выдавал эмиссионные (необеспеченные) кредиты правительству. Инфляция достигала нескольких сотен процентов. Результаты такой политики бьют по всем, прежде всего по предприятиям и наименее защищенным категориям граждан.

Если пояснить более просто, то какие бы благородные цели в интересах развития ни финансировались, деньги будут переходить со счетов на счета банков. И финансирование любых целей увеличит спрос на товары в момент, когда их еще не стало больше. Но в настоящее время нам угрожает не менее опасная ситуация, связанная с повышением курса рубля, которая сделает целые отрасли неконкурентоспособными. Это уже происходит под натиском нефтедолларов и напечатанных Банком России при их покупке денежных знаков. Это так называемая "голландская болезнь", в свое время положившая на бок всю промышленность Голландии.

Но если отложить в сторону законы денежно-кредитного обращения, то главным фактором развития экономики является ее способность настраиваться на самые передовые технологии и делать это быстро и эффективно. Для этого нужны рыночные институты, опыт инвестирования, умение определять риски и добиваться результатов. Конкуренция позволяет выявить наиболее эффективные звенья и прогнозировать рынок в зависимости от объективных факторов. Именно низкое качество институтов рынка - главная проблема российской экономики. В условиях, когда доходность наших предприятий определяется мировой ценой на нефть, развитие этих институтов тормозится. Еще хуже, когда государство пытается подменить эти институты, самостоятельно определить, что нужно развивать и решением чиновника перераспределять большие ресурсы. Тогда гибкость экономики снижается. Сфера конкуренции сужается. Экономика становится еще более зависимой от того случайного ресурса, который она временно получила в распоряжение. Институты рынка создавать трудно и долго, а разрушить можно быстро.

Когда начинают работать институты и государство обеспечивает стабильность макроэкономических ориентиров, количество предприятий и инвестиционных проектов по модернизации экономики резко возрастает. В результате растет спрос на деньги и Центральный банк в соответствии со своей конституционной функцией начинает наращивать эмиссию денег, используя ставку рефинансирования, выдает кредиты банкам, и этот возросший объем денежной массы не вызывает инфляцию или повышение курса рубля. Это классический способ стимулирования экономического роста. Он более успешный и генерирует современный тип экономики, включая ее инновационный характер. Так, годовая выручка 5-6 крупнейших мировых инновационных компаний равна половине объема товаров и услуг, производимого российской экономикой за год.

По сути, современная экономика, базирующаяся на конкуренции, способна создать более мощный экономический потенциал, чем все ресурсы нефти и газа, вместе взятые. Деньги от нефти и газа не сопровождаются таким качеством работы институтов. А при неумелом их использовании могут разрушить эти институты. Федеральный бюджет уже сегодня начинает испытывать существенные макроэкономические риски ввиду неопределенности цен на энергоносители не только в среднесрочной, но и в краткосрочной перспективе, например бывший главный экономист МВФ г-н Рогофф высказал уверенность в том, что в ближайшие 5-7 лет цены на нефть хотя бы на время упадут до 20 долл. США за баррель. Решение данной проблемы зависит от того, насколько быстро удастся найти альтернативные устойчивые источники финансирования бюджетных расходов, что требует пересмотра действующих принципов построения бюджета.

Особая природа нефтегазовых доходов определяет необходимость специального режима управления ими, направленного на обеспечение среднесрочной и долгосрочной макроэкономической стабильности. Ключевые задачи такого управления состоят в поддержании устойчивого уровня государственных расходов и частного потребления на длительном временном горизонте, а также в предотвращении резких изменений (вслед за ценами на сырье на мировом рынке) параметров денежно-кредитной и курсовой политики.

Именно неустойчивость как в краткосрочном, так и в долгосрочном аспекте поступлений в бюджет от нефти и газа делает необходимым переход к бюджетному планированию на основе концепции "ненефтегазового бюджета", которая предусматривает:

1. Раздельный учет нефтегазовых и ненефтегазовых доходов.

2. Определение оптимальной величины нефтегазового трансферта - нефтегазовых доходов бюджета, которые могут использоваться для финансирования расходов.

3. Создание на базе стабилизационного фонда нефтегазового фонда с выделением в его составе резервного фонда и фонда сбережений.

4. Определение предельной величины заимствований и других источников покрытия дефицита, направляемых на финансирование ненефтегазового дефицита.

Использование концепции "ненефтегазового бюджета" позволит практически полностью взять под контроль зависимость бюджетной политики от колебаний внешней конъюнктуры, а также гарантировать стабильный уровень расходов в случае неожиданного снижения цен на ресурсы и постепенного перехода к обеспечению большей части расходов бюджета ненефтяными поступлениями.

В составе нефтегазового фонда предлагается выделить резервный фонд и фонд сбережений, различающиеся функциями и правилами управления. Резервный фонд - фонд, обеспечивающий стабильность расходов федерального бюджета и полное выполнение взятых им обязательств в условиях падения мировых цен на нефть и газ.

Фонд сбережений выполняет функцию сбережения части нефтегазовых доходов для будущих поколений и обеспечения устойчивости бюджетной системы в долгосрочном временном горизонте.

По материалам Минфина РФ.



Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.


Смотрите также

Почти 30% работающих жителей Ростовской области зарабатывают меньше 30 тыс. рублей
Почти 30% работающих жителей Ростовской области зарабатывают меньше 30 тыс. рублей
Согласно данным «РИА Новости», в Ростовской области в 2024 году доля работающих, получающих зарплату ниже 30 тыс.