Личный бюджет

Центр поддерживает регионы

Центр поддерживает регионы

Минфин предлагает новые принципы межбюджетных отношений. По мере развития регионов помощь из центра сокращаться не будет. Поправки к бюджетному кодексу, и «нулевое чтение» первого трехлетнего бюджета, а самое главное, сохраняющийся рост доходов государства, показали, что трансферты из центра будут с каждым годом только возрастать. При этом механизм уже вскоре станет максимально прозрачным. Главная причина в сосредоточении усилий Минфина на эффективном использовании передаваемых средств.

Минфин предлагает новые принципы межбюджетных отношений. По мере развития регионов помощь из центра сокращаться не будет. Поправки к бюджетному кодексу, и «нулевое чтение» первого трехлетнего бюджета, а самое главное, сохраняющийся рост доходов государства, показали, что трансферты из центра будут с каждым годом только возрастать. При этом механизм уже вскоре станет максимально прозрачным. Главная причина в сосредоточении усилий Минфина на эффективном использовании передаваемых средств.

Но для этого придется менять векторы финансового взаимодействия. На «нулевом чтении» поправок заместитель министра финансов Татьяна Голикова обратила внимание только на один аспект – зарплату чиновникам. Уже сегодня на региональных чиновников уходит больше денег, чем на федеральных – в процентном отношении. И если продолжать индексировать зарплату, то недалек день, когда на нее уйдет половина регионального бюджета, а в ряде республик и областей – до 80 процентов. Но ведь есть еще и другие обязательства. А значит, эффективность расходов выходит на первый план.

Отчасти вопрос повышения эффективности региональных расходов связан и с переходом на трехлетку. Хотя регионы пока не будут составлять формальные трехлетние планы, им рекомендовано планировать исходя из трехлетней перспективы. И это очевидный позитив – регионам будет проще определить предстоящие расходы, учитывая, что они более или менее вольны обращаться с суммами, выделенными на три года. Иначе говоря, меньше станет недостроев из-за прекращения финансирования, не надо будет свертывать многолетние программы.

По мнению заместителя министра финансов Антона Силуанова, появится момент конкуренции в заявках регионов, деньги пойдут туда, где дадут наибольший эффект. Кстати, это не пойдет во вред другой, вроде бы противоположной задаче – выравниванию социально-экономического уровня.

Трансформация коснется и подсчета доходов регионов. По сложившейся практике, часть налогов остается в распоряжении регионов, часть – уйдет в центр. Такой подсчет не всегда устраивает регионы, по мнению которых «всегда остается мало». И с этой субъективно-эмоциональной оценкой порой трудно не согласиться, видя ворох нерешенных проблем. Не вступая в спор по этой щекотливой теме, Минфин, однако, предлагает более жесткий контроль.

Финансовое ведомство планирует ввести новую методику учета, которая даст более точные представления о доходах регионов, в соответствии с чем будут меняться и объемы трансфертов. Так, для регионов, в которых объем государственной поддержки составляет менее 20 процентов (их примерно два десятка), не будет никаких ограничений, они могут тратить эти деньги, «как захотят». Для тех, которые получают помощь в размере от 20 до 60 процентов (таких большинство), предусмотрены определенные ограничения, например, предельный объем роста зарплаты чиновников, уровень дефицита бюджета, объем кредиторской задолженности. И, наконец, для тех, чьи трансферты составляют более 60 процентов доходов (12 регионов) - самые жесткие ограничения в расходовании.

К тому же устанавливаются более низкие показатели дефицита бюджета и кредиторской задолженности регионов. Регионам предлагается заключать соглашения с Минфином, дающие министерству дополнительные полномочия. Кстати, несмотря на такие жесткие условия, это – более мягкая мера, чем введение внешнего управления регионами, которое предлагает делать полпред Президента Дмитрий Козак или те меры, которые рассматривались недавно на заседании у вице-премьера Сергей Нарышкина.

Естественно, новации Минфина не сводятся к одному «кнуту». Делая упор на эффективном управлении финансами, министерство собирается поощрять тех, кто продвинулся по этому пути. Так, в бюджете 2007 года применили новацию: в фонд финансовой поддержки регионов добавили еще 9 миллиардов рублей для тех регионов, которые получили объем трансферта ниже уровня прошлого года.

Поощрение «передовиков» заключается в 2007 году в том, что у них не урезали трансферты – ранее такое было бы неизбежным. Теперь предусмотрено не только не отбирать деньги, но еще и добавлять за хорошее управления финансами на уровне региона или муниципалитета. Надо сказать, что такой эксперимент ведется с 2004 года, когда был образован Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов, деньги которого должны были стимулировать реформы в бюджетной сфере, программы реформирования региональных и муниципальных финансов. Пока таких «счастливцев» – в пределах десятка и получает каждый из них 80-100 миллионов рублей в год дополнительно к доходам и трансфертам. Пока в Минфине отрабатывают критерии, по которым будут найдены и новые претенденты на «премиальные», но, как считает Антон Силуанов, таких наберется не более 30, от силы 40. Каким же будет фонд поощрения – пока неясно, хотя простая арифметика подсказывает, что он может составить не менее 4-5 миллиардов рублей.

По сообщениям Минфина



Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.


Смотрите также

Почти 30% работающих жителей Ростовской области зарабатывают меньше 30 тыс. рублей
Почти 30% работающих жителей Ростовской области зарабатывают меньше 30 тыс. рублей
Согласно данным «РИА Новости», в Ростовской области в 2024 году доля работающих, получающих зарплату ниже 30 тыс.
Власти Ростова собираются почти вдвое повысить плату за детский сад
Власти Ростова собираются почти вдвое повысить плату за детский сад
Власти донской столицы задумали повысить размер оплаты за детский сад почти вдвое. Проект соответствующего