Парадоксальная ситуация, когда расположенные на реке порты Ростова и Азова юридически числятся морскими, недавно получила неожиданное продолжение. Региональная транспортная прокуратура рекомендовала перевести в статус «морской» речную набережную донской столицы. Чем это ей грозит? В первую очередь устрожением условий эксплуатации. По мнению издания
«Блокнот-Ростов», это повлечет за собой проблемы с дальнейшим благоустройством одного из самых любимых мест отдыха горожан, а также с его доступностью.
С чего все началось
В 2009 году правительство РФ приняло решение придать речным портам Азова и Ростова статус «морских». Тогда казалось, что так будет лучше — новый статус позволит без труда обслуживать заходящие в донские порты суда под иностранными флагами.
Однако одновременно с портами стал «морем» и участок реки Дон от Аксая до начала Азово-Донского морского судоходного канала. Вместе с этим усложнились условия его эксплуатации. В частности, морские нормативы — вдвое жестче речных — распространились на работы по дноуглублению и реконструкции судоходного канала. И, главное, для них стала необходима экологическая экспертиза, растянувшаяся на 10 лет, в течение которых работы по содержанию участка практически не велись.
Такие обстоятельства привели к сокращению минимальной глубины переката в месте прохода судов со 170 метров в 2010 году до 75 метров в 2019 году. Не исключено, что со временем на мельчающем участке придётся вводить одностороннее движение, пишет «Блокнот-Ростов».
Издание ссылается на мнение судоходного сообщества Дона, считающего, что федеральные власти совершили ошибку, изменив статус устьевых портов. Особой необходимости в этом не было, ведь закон не запрещал иностранным судам заходить в порты. Зато чистить устье и следить за каналом по речным стандартам было куда проще.
Затянувшаяся работа над ошибками
Исправить ситуацию попытались в Государственной Думе. По словам депутата от Ростовской области Виктора Дерябкина, в 2019 году был подготовлен законопроект, позволявший разрешить правовые противоречия со статусом портов и дать им возможность нормально развиваться. Однако правительство отправило проект на доработку. А появившейся позже второй документ без замечаний согласовали только Минфин, Минобороны и Росморречфлот, тогда как Минприроды и Росприроднадзор его отвергли фактически без внятного объяснения причин. В итоге законопроект снова «завис» в коридорах власти.
В последний раз проблему поднял в 2022 году на заседании морской коллегии при правительстве РФ губернатор Ростовской области Василий Голубев.
- Надо определить для морских устьевых портов речной режим эксплуатации водных путей и гидротехнических сооружений. Это позволит своевременно проводить дноуглубительные работы, а также упростит строительство и техническую эксплуатацию акваторий и гидротехнических сооружений, - сказал глава региона.
Губернатор указал, что для преодоления правовой коллизии необходимо внести изменения в Кодекс торгового мореплавания РФ и федеральный закон «О морских портах в РФ». Однако его инициатива так до сих пор и осталась невостребованной.
Ростовчане без набережной, инвесторы без доходов, город без развития
Правовая коллизия недавно получила неожиданное продолжение. По информации «Блокнота-Ростов», транспортная прокуратура подготовила рекомендацию о приведении портов в соответствие с положенным им по закону морским статусом. В Ростове рекомендация затрагивает городскую набережную, которая тоже должна стать «морской» со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Например, новый статус однозначно обернется изменением условий эксплуатации объекта, что в свою очередь может поставить под вопрос концессию, на условиях которой частным инвестором вложены сотни миллионов рублей в городское имущество – участок набережной от речного вокзала почти до Ворошиловского моста. Проведена реконструкция причальной стенки и всей набережной, озеленение и благоустройство, ведется уход за территорией. А красота и порядок, сделавшую набережную знаковым для города объектом, существуют за счёт точек общепита, пользующихся широкой популярностью у ростовчан и гостей донской столицы. Городская казна тоже не остается внакладе.
Теперь представим, что в рамках «морского» статуса начнется изменение условий аренды участков, появятся требования новых затяжных согласований, экологических экспертиз и др. Выдержат ли такой напор арендаторы? А если вдруг любимое место отдыха ростовчан вообще объявят режимным объектом и ограничат его посещение? Арендаторам останется идти в суд с иском к городу за убытками.
Дальше - больше. Как быть с проектом правительства региона по возрождению речных пассажирских перевозок? Он тоже может затормозиться и наверняка удорожать из-за изменений требований к причальной инфраструктуре. Это при том, что региональные власти уже доложили о закупке двух суден «Валдай» на подводных крыльях и готовности приобрести еще шесть аналогичных.
Также стоит задуматься о еще более масштабных проектах продления набережной, благоустройства Театрального спуска, строительства канатной дороги на левый берег Дона. Тут что, тоже все придется откладывать, переделывать сметы и проекты?
Вопросов много и, если они тоже «зависнут», ростовчане вполне могут лишиться той набережной — уютной и комфортной, к которой они привыкли, бизнес и муниципальный бюджет потеряют доходы, а город лишится одной из самых красивых и динамичных точек своего развития – правобережной.
Но всего этого можно избежать. Есть разумное решение, предложенное депутатами Госдумы и губернатором: скорректировать должным образом законодательство, ввести правила речного судоходства в морском порту Ростова. Ну а набережная... Ее по-хорошему стоит вообще оставить в покое - пусть развивается по установленным и успешно зарекомендовавшим себя правилам и ранее заключенным договорам на радость ростовчанам.