Вела конференцию Валентина Маринова, председатель комитета областного Законодательного Собрания по образованию, культуре и связям с общественными объединениями. Она с первых же слов постаралась подчеркнуть важность проблемы:
- Ежегодно в мире от профессиональных заболеваний умирает 2 миллиона человек, число погибших на производстве растет на 8-10 процентов. Качество профессиональных условий в Российской Федерации в рамках СССР были близки к европейским, была выстроена система контроля за условиями труда. Но с распадом Союза и переходом к новой формации эта система распалась либо стали неэффективными. Государство самоустранилось от этой проблемы. К тому же и сами люди в этих обстоятельствах склонны соглашаться на плохие условия своего труда, если при этом им предлагают высокую зарплату. В то же время сейчас в России есть политическая воля, есть решения правительства об утверждении новой системы государственного контроля за безопасностью и охраной труда.
Эту тему развил представитель Минтруда Ростовской области Сергей Мальцев. Он считает, что в этом болезненном вопросе в последнее время обнаружилась позитивная динамика. Во всяком случае, на Дону:
- Уровень общего производственного травматизма в 2005-2007 годы снизился, причем со смертельным исходом на 8, а по профзаболеваниям – на 38,5 процента. Более чем в 70 процентах организаций области вообще не было случаев травматизма, и это – в условиях роста производства и услуг.
Как было подчеркнуто, с 1998 года у нас реализуются областные программы по улучшению условий и охраны труда. Очередная будет действовать до 2010 года. Идет активная аттестация рабочих мест. Удельный вес работающих во вредных и опасных условиях труда снижен с 21 до 16 процентов, их осталось 173 тысячи. Расширен круг предприятий, выпускающих средства индивидуальной защиты. Постановлением Губернатора в 1998 году создана областная межведомственная комиссия по охране труда. По ее инициативе ежемесячно проводятся комплексные проверки по этим вопросам. В рамках социального партнерства ежегодно заключаются трехсторонние соглашения между областными Администрацией, Федерацией профсоюзов и Союзом работодателей. В этих соглашениях солидное место занимает раздел «Охрана труда». Система эта доказала свою эффективность.
Докладчик отметил и типичные нарушения: слабый контроль за применением работниками средств защиты, спецодежды, нарушение проведения инструктажа на рабочих местах и др.
Представители работодателей, впрочем, не отличались склонностью к самокритике. В докладе Виктора Нетесанова, возглавляющего областной Союз работодателей, больше говорилось об успехах, о системе социального партнерства, сложившейся на Дону. Отмечалось, что региональным эталоном по охране труда является Белокалитвенское металлургическое объединение - его опыт обобщен и доведен до всех территорий. В 2006 году был принят Кодекс социально ответственного бизнеса Ростовской области, в котором есть раздел и по охране труда. Поставлена цель – вывести из оборота наиболее опасные рабочие места.
Тем временем производственники сталкиваются с серьезными проблемами. Так, рост внимания к здоровью персонала привел к тому, что на заводах, по сути, некому стало работать. Вот что сообщил зам. главного инженера ОАО ТКЗ «Красный котельщик» Александр Пархоменко:
- Мы начали активно проводить первичные осмотры своих работников, выявлять профзаболевания. И сразу участились случаи, когда мы вынуждены просить человека, у которого найдена патология, освободить рабочее место в связи с его вредными факторами. Это приводит к стрессам. Проблемы как в российской армии: более 30 процентов приходящих к нам в отдел кадров не имеем права принять на работу по медицинским показателям. Возникли «ножницы»: людей увольняем, а новых набрать не можем. Наверное, медицина излишне ужесточила свои требования.
Выходит, медицина виновата со своей заботой о человеке, а не те, кто создал рабочие места, укорачивающие человеку и здоровье, и жизнь? Однако основную часть собравшихся такой подход к делу не устроил. Спрашивали: а что же заводские санатории-профилактории? Еще не забылось, что в них мог поправить свое здоровье практически любой работник предприятия.
- Как правило, они приказали долго жить, - констатировал Владимир Булла, главный технический инспектор областной Федерации профсоюзов (ФПРО).
- А ведь это был основной объект по оздоровлению людей. Сейчас же в санаторий по путевке соцстраха может поехать или инвалид, или работающий во вредных условиях труда. Основной части рабочих подлечиться просто негде.
По мнению В.Буллы, в России в целом профилактика травматизма и профзаболеваний стоит на последнем месте. Регистрируются только тяжелые травмы, а сколько было легких, никто не знает. А ведь было время, когда предприятия отчитывались об этом по четким статистическим формам. Докладчик подчеркнул также, что на сегодня аттестация рабочих мест себя изжила, и нужно перейти к новой системе оценки производственного риска. Нужно также возрождать на федеральном уровне межведомственную комиссию по охране труда, которую в прошлые годы зачем-то «прихлопнули».
Предельно остро очертил проблему Владимир Катальников, председатель комитета по социальной политике, труду, здравоохранению и спорту Донского парламента, в недавнем прошлом – депутат Госдумы России. По его словам, наша страна ежегодно теряет 4 процента ВВП из-за потерь, связанных с трудовыми рисками – досрочных пенсий, профзаболеваний, травматизма. В Ростовской области было закрыто 79 санаториев-профилакториев, и тут, прежде всего, виновато государство, отказавшееся от их финансовой поддержки. В России превышен европейский уровень по динамике смертности трудоспособного населения в 5-7 раз. У нас нет ни политики, ни доктрины государственного обеспечения безопасности труда. В отличие от Запада, у нас выявляют профзаболевания, в основном, на поздней стадии. Почему не на ранней? В.Катальников уверен, что тут на профпатологов оказывают серьезное давление Минздрав, Фонд соцстраха.
Владимир Дмитриевич также призвал строже спрашивать за положение в этой сфере с собственников предприятий, а не ограничиваться лишь заменой менеджеров там, где произошли ЧП с гибелью людей. Он имел в виду, в основном, угольную отрасль: «В прошлом году в Кузбассе от трех взрывов погибли 211 шахтеров, а собственники шахт ничем не ответили. У нас нет соответствующего законодательства, а попытки внести в Уголовно-процессуальный кодекс эти пункты не прошли, так как в Госдуме собрались, в основном, собственники, которые себя бичевать не будут». Плохо и то, что на многих предприятиях работают без коллективных договоров – например, на новой донской шахте «Шерловская». Между тем положение об охране и безопасности труда является составляющей частью таких договоров. А, значит, человек, поступающий на работу, не может узнать о своих рисках. И отнюдь не случайно то, что средняя продолжительность жизни шахтера по стране едва превышает 49 года, как и то, что скоро в тяжелых отраслях некому будет трудиться – не пройдут по состоянию здоровья.
«Надо законодательно закрепить ответственность собственника» - с этим тезисом выступил и В.Булла.
Позицию собственников и работодателей попытался защитить Евгений Туголуков, депутат Госдумы России, первый зам. председателя Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Он заявил:
- Собственников, которые плохо относятся к своим сотрудникам, я знаю мало. Большинство акционеров мотивировано на то, чтобы условия безопасности труда на предприятии соблюдались. Тут играет большую роль такое понятие, как капитализация, стоимость бизнеса. В него входит некий набор показателей, среди которых есть и социальная отчетность, в том числе травматизм на предприятии. Передовые собственники всегда заботятся об условиях труда. Они заинтересованы в этом еще и потому, что сейчас в стране огромный дефицит рабочей силы. Если о ней не заботиться, ее и не будет. А то, что сейчас санатории-профилактории находятся в руках новых эффективных собственников, на пользу всем.
Е.Туголуков обратил внимание и на то печальный факт, что на российских предприятиях так мало нетяжелых травм - по сравнению с той же Германией. Рабочие предпочитают их скрывать, обходиться без посещения врачей. Не сложилась еще соответствующая культура поведения, заботы о своем здоровье. Да и до настоящей культурыпроизводства еще далеко практически на всех предприятиях. Рабочие в цехах лихачат так же, как наши водители на дорогах. В тех же цехах таганрогского «Красного Котельщика» немало тех, кто и курит, и в нетрезвом виде на работу заявляется. И тут одними приказами ничего не поправить. Нужна в обществе пропаганда здорового культурного труда, и тут первую скрипку должны сыграть профсоюзы.
Говорилось и о том, что мешает органам Госнадзора проводить проверки на предприятиях. Оказывается, по нынешнему закону целых два года со дня регистрации предприятия его нельзя проверять на предмет соблюдения норм безопасности труда. Зная, что нога инспектора к нему не ступит, этим вопросом и не занимаются. А придет срок – предприятие перерегистрируют, поставив рядом с названием какой-нибудь плюс, и – опять два года безмятежной жизни. До первой крупной, кстати, аварии. В основном, такие уловки характерны для предприятий малого и среднего бизнеса.
Подводя итоги дискуссии, В. Маринова как бы суммировала все, о чем говорилось. И получилось, что за дело должны браться все, винить кого-то одного в том, что происходит, бессмысленно. На сегодня все - государство, собственники, работники - должны в меру своих интересов решать проблемы безопасности труда в соответствии с международными стандартами и нашими традициями, о которых, к сожалению, стали подзабывать. Страна объективно движется в ВТО, включается в глобальную систему экономики. И играть там предстоит по более жестким правилам, в том числе и в сфере охраны труда. К этому нужно готовиться загодя. Нужно также поднимать у людей чувство их собственного достоинства, чтобы они ценили свою жизнь, свое здоровье, заботились о нем. А этого не сделать без поднятия уровня жизни, степени организации всех производств.
Кстати, аналогичные конференции Центра прошли и в других федеральных округах России, а также в Москве. В конце апреля в столице прошел также Всероссийский съезд специалистов по охране труда. Там говорилось примерно о тех же проблемах и в том же ключе, что и в Ростове. В частности, о том, что информация о многих фактах травматизма намеренно скрывается работодателями. На частных предприятиях средства на защиту здоровья рабочих практически не выделяются, при этом недобросовестных работодателей государство не одергивает. Говорилось о необходимости более сильных мер воздействия на работодателей - вплоть до полного блокирования их деятельности до устранения нарушений. Заявлялось, что подобную стратегию намерено реализовать Минздравсоцразвития.
Геннадий Белоцерковский
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.