На недавнем заседании донского парламента принята областная целевая программа, направленная на рост безопасности дорожного движения. В случае успеха к 2012 году число гибнущих на наших дорогах уменьшится в полтора раза – с 945 до 630 ежегодно. По сути, это население среднего поселка! Мероприятия программы «весят» около 2 млрд. рублей, из них более половины выделит областной бюджет.
Ситуация на донских дорогах ухудшается. За последнее десятилетие на них погибло более 9 тысяч и ранено более 53 тысяч человек. На каждые 100 тысяч жителей ежегодно приходится 21,44 погибшего. Это на уровне среднего показателя в ЮФО и ниже уровня среднероссийского. Но радости тут мало, если вспомнить о Западе – там эти цифры на порядок меньше.
По мнению разработчиков программы, нужны новые подходы к решению старых проблем. Прежде всего, это касается организации дорожного движения в городах и населенных пунктах – там совершается свыше 70% всех ДТП. О пробках, негорящих светофорах, бардаке на перекрестках и т.д. уже писано-переписано. Львиная доля этих проблем сосредоточена в Ростове. Самая значимая часть проекта ему и посвящена. Речь идет о создании автоматизированной системы управления движением (АСУД) «СТАРТ-Ростов». В идеале с помощью телекамер и прочих датчиков информация о загруженности магистралей будет передаваться в некий Центр, где компьютеры, «переварив» данные, выдадут нужные команды на светофоры, различные информационные табло, рации регулировщиков и др. Детекторы транспорта появятся на самых проблемных перекрестках. По расчетам, скорость сообщения вырастет в итоге на 10 – 25%, токсичные выбросы снизятся на 15 – 20%, аварийность – на 8 – 10%. Вложения в систему окупятся через год.
Но насколько реальны эти цифры? Судя по всему, авторы программы исходили из имеющегося уровня автомобилизации Ростова – 230 машин на 1000 жителей. Однако этот показатель стремительно растет, и к 2012 году намеченных мер может и не хватить. Требуются более кардинальные меры – строительство новых мостов, развязок, объездных дорог, подземных переходов и прочего. Иначе полной грудью не задышать.
Есть и другой нюанс. Во многом реализация программы зависит от мэрий. Именно на местные бюджеты «повесили» более четверти всех запланированных средств – 590 млн. рублей. Однако для муниципалов эти планы носят, как записано, «рекомендательный характер». А вдруг не найдется ни желания, ни средств?
Спорным выглядит и такой метод «обуздания» нарушителей ПДД, как «успокоение движения» в жилых и торговых зонах, возле школ. Очевидно, речь идет о пресловутых «лежачих полицейских». По мнению водителей, средство варварское. Столько подвесок разбито о «надолбы» на дорогах, которых в темноте не разглядеть. Не лучше сделать в таких местах подземные переходы? И безопасно, и скорость движения по трассе не снижается. Меньше пробок будет.
Программа обещает немало интересного донским водителям. Им чаще будут попадаться в пути инспекторы ГАИ. Численность полков ДПС, где нынче до 60% недокомплект, подрастет. Улучшится их техническая оснащенность. Появится компьютерная база данных на горе-водителей. Можно будет меры принимать против тех халтурщиков, кто их готовил. Прибавится на дорогах патрульных машин, так что инспекторы ГАИ быстрее будут приезжать на место аварий.
Особая статья – состояние автотранспорта. Самая настоящая война объявляется городским маршруткам (в Ростове их около 1200), в погоне за клиентом нарушающим все мыслимые правила. Именно они «поставляют» по России 74% тех, кто погиб в общественном транспорте. Пора пересаживаться на нормальные автобусы. Однако где они? Средний срок службы автобусов на Дону достиг 16 лет, превысив норматив вдвое. Куда ни кинь, везде клин.
Программа многопланова. Намечено резко улучшить помощь пострадавшим в ДТП. Появятся 9 отрядов быстрого реагирования в структуре Ростовской областной поисково-спасательной службы. Они разместятся в Миллерово, Морозовске, Сальске, Б. Калитве и др. Пока спасатели прибывают на место аварий порой через 4 часа после ДТП. А ведь мировой опыт показывает, что после аварии дорог первый час. Если опоздать, шансы выжить резко падают.
Государственным заказчиком-координатором программы выступило областное ГУВД. В числе госзаказчиков также ряд областных министерств и ведомств. Любопытно, что они же назначены исполнителями программы. Ясно, что в этой ситуации лишний глаз за расходованием казенных средств не помешает. Не случайно контроль за выполнением программы взяли на себя администрация области и донской парламент.
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.