- В Таганроге на одной площадке расположены два авиапредприятия – ТАНТК и Тагавиа. По указу Президента они вошли в объединенную авиакорпорацию, эти предприятия должны действовать как единое целое, - сообщил журналистам на итоговой пресс-конференции С.Иванов. - Тагавиа должен производить серийную продукцию - гидроавиацию, в том числе гражданскую. Это «Бе-103» и «Бе-200», а также специализированная военная авиация – самолеты дальнего радиолокационного обеспечения и дальней морской авиации. Этот товарный ряд абсолютно ясен.
Как подчеркнул 1-й вице-премьер, небольшой гидросамолет типа «Бе-103» очень востребован на российском Дальнем Востоке, Камчатке, Курилах в Сибири. Без него не победить транспортную необжитость огромных территорий. «Вдоль сибирских рек небольшие населенные пункты отстают друг от друга на сотни километров. Пассажиров мало, вот и нужны небольшие самолеты, способные сесть прямо на воду» - сказал гость.
Из Таганрога С.Иванов вылетел на Кочетовский гидроузел. В августе 2004 года в рамках федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» было начато строительство второй нитки шлюза Кочетовского гидроузла, играющего важную роль в Единой глубоководной системе европейской части России. Пуск второй очереди будет способствовать интеграции российской глубоководной системы в единую транспортную систему Европы. Кроме того, он обеспечит надежные и безопасные условия судоходства, повысит конкурентоспособность российской части международного транспортного коридора «Север-Юг» и снизит транспортные издержки российских экспортеров за счет использования полной грузоподъемности судов. Ввод в эксплуатацию нового шлюза обеспечит пропуск крупнотоннажного флота даже в маловодные годы, предоставит возможность транзита нефтепродуктов из Каспийского региона. Общий тоннаж перевозимых грузов увеличится почти вдвое - с 7,6 млн. до 14 млн. тонн.
С начала строительства освоено 2 млрд. 230 млн. рублей. На сегодня готовность различных объектов гидроузла составляет 75%. Для полного завершения работ необходимо более 1 млрд. рублей. По утверждению губернатора Дона Владимира Чуба, этот вопрос будет решен. Есть возможность еще в этом году закончить все работы, и к началу будущей навигации пустить гидроузел в работу.
В.Чуб и С.Иванов обсуждали также вопрос развития Ростовского порта с его переносом из центра города на левый берег Дона, затронули идею строительства на базе бывшего военного аэродрома в Батайске крупного международного транспорного хаба. Сергей Иванов не отверг эти идеи, однако увязал их с другим проектом – строительства «второй нитки» канала Волга-Дон, которая возможна на принципах концессии. Если все осуществится, то роль Ростовского транспортного узла приобретет стратегическое значение.
- Этот проект привлекателен прежде всего для наших партнеров по СНГ – Казахстана, Туркмении и Азербайджана, - заключил С.Иванов. - В случае вхождения в концессию они, по сути, станут морскими державами. Правда, этот проект потребует огромных ресурсов. Очевидно, что федеральный бюджет на 100 процентов финансировать его не будет никогда. Это должен быть частный капитал, причем иностранный.
В Ростове-на-Дону на территории компании Ростсельмаш Сергей Иванов провел совещание по вопросам сельхозмашиностроения (СХМ). Он отметил лидирующие позиции России на внутреннем рынке уборочной техники и активную экспортную политику Ростсельмаш.
Но прежде правительственная делегация посетила строящийся современный терминал запчастей, цех гибких технологий, оборудованный лазерными комплексами фирмы «TRUMPF». Гости ознакомились с работой главного конвейера предприятия и осмотрели линейку современной техники Ростсельмаш, представленную шестью новыми моделями. Среди них - поставленный на производство в апреле 2007 года комбайн ACROS 530, который в ближайшие годы должен заменить на конвейере легендарный «Дон-1500Б», а также концепт роторного зерноуборочного комбайна 6-7 класса «РСМ-181».
Генеральный директор Ростсельмаш Валерий Мальцев рассказал гостям, что по итогам первого полугодия 2006-2007 сельхозгода компания уверенно удерживает 80% внутреннего рынка России в сегменте уборочной техники. На ее долю приходится свыше половины рынков Украины и Казахстана, 80 % рынка Молдовы, четверть рынков Латвии и Болгарии. С 2003 по 2006 г.г. компания в три раза увеличила оборот (со 160 до 470 млн. долл.) и вдвое – долю экспортных продаж своей техники (с 19 до 38%).
Открывая совещание, Сергей Иванов выразил глубокую озабоченность состоянием российского СХМ в целом. Правда, оговорился: комбайностроение является единственным сектором СХМ, в котором Россия занимает лидирующие позиции на внутреннем рынке. Он отметил экспортную составляющую в продажах РСМ и выход ее в страны дальнего зарубежья, в частности, Канаду. С.Иванову было «приятно отметить» бортовые компьютеры комбайнов Ростсельмаш, созданные российскими предприятиями ВПК. Значит, «оборонка» уже «реагирует на сигналы, которые ему посылает правительство РФ».
В общем же ситуация в СХМ аховая. Износ основных фондов достиг 43%. Доля убыточных предприятий составляет более 40% от отрасли. Уровень зарплат в отрасли в 1,8 раза меньше, чем в машиностроении в целом. В итоге по целому ряду позиций потребность АПК в сельхозтехнике до сих пор удовлетворяется преимущественно за счет импорта. Ослабить эту зависимость, потеснить импорт – одна из главных задач.
СХМ требует серьезной поддержки – эту мысль постарался донести до правительства РФ Константин Бабкин, президент Союза производителей сельскохозяйственной техники и оборудования для АПК «Союзагромаш», председатель совета директоров промышленного холдинга «Новое Содружество», в состав которого входит и Ростсельмаш.
- У федерального правительства в целом нет промышленной политики, - считает он. - К сожалению, Минэкономразвития больше ориентируется на импортную технику. Оно озабочено какими-то рейтингами, встречами на высоком уровне, вступлением в международные организации. А реальной экономики оно не замечает.
Какая же поддержка нужна СХМ? Та же, которой, в принципе, давно пользуются партнеры Ростсельмаш на Западе, считает К.Бабкин. Это - доступность инвестиционных ресурсов, господдержка образования. Государство должно не препятствовать при экспорте возмещению НДС, а давать льготные экспортные кредиты и гарантировать межгосударственные кредиты по экспортной технике.
Схожую озабоченность выразил и Сергей Иванов, заявив журналистам:
- Нужны определенные меры по защите нашего рынка от продукции иностранных конкурентов – но меры цивилизованные, не запретительные, не выходящие за пределы норм ВТО.
Что же в сухом остатке совещания? По словам С.Иванова, никаких протоколов не подписывалось. Главной задачей было послушать, что говорят руководители СХМ для того, чтобы с учетом «предложений с мест» лучше подготовиться к совещанию в Москве. Речь идет об очередном заседании Правительственной комиссии по промышленности, технологиям и транспорту (ее возглавляет С.Иванов), намеченном на 22 июня. В повестке дня - состояние дел в СХМ.
Геннадий Белоцерковский
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.