Исполнилось 100 лет со дня рождения нашего земляка, организатора донской науки, известного ученого-геолога Алексея Кобилева. Его биография – это история целеустремленного человека, сумевшего направить свою жизненную колею наперекор судьбе. Алексей Кобилев родился 30 марта 1906 года в селе Ново-Никольском Ново-Спасской волости Хвалынского уезда Саратовской губернии в семье крестьянина. С детства был поглощен крестьянскими заботами, но неуемная тяга к знаниям взяла свое: в 1924 году он окончил школу 2-й ступени в Хвалынске и прошел специальную подготовку для поступления в вуз.
В годы комсомольской юности Алексея Кобилева в Саратовскую губернию приехал по приглашению всесоюзного старосты М.И. Калинина известный американский писатель и журналист Альберт Рис Вильямс – первый зарубежный биограф В.И. Ленина. Вильямса интересовали быт, нравы и обычаи российской глубинки. Алексею было поручено познакомить заокеанского гостя с жизнью хвалынских крестьян. В течение нескольких месяцев Кобилев старался помочь любознательному американцу постичь тайну русской души, проникнуть в её самые сокровенные уголки. Альберт Вильямс и Алексей Кобилев сблизились и подружились. Оба они очень дорожили этой дружбой и пронесли её немеркнущий свет сквозь десятилетия. Впоследствии Вильямс не раз говорил о том, что считает Алексея своим русским сыном.
Хвалынский крестьянин отправился за знаниями из приволжского края на Дон, в Новочеркасск. Сюда привёл его интерес к достижениям её величества геологии. В 1926–1930 гг. он учился уже в Донском политехническом институте – первом высшем учебном заведении на Дону. Получил квалификацию горного инженера по геологоразведочной специальности. Был рекомендован профессором П.Н. Чирвинским для подготовки к научной деятельности, оставлен аспирантом на кафедре минералогии и петрографии. В 1932–1937 гг. работал в экспедициях. В марте 1938 года ВАК присвоил ему ученую степень кандидата геолого-минералогических наук и ученое звание доцента. В предвоенные годы был заместителем ди-ректора Новочеркасского индустриального (политехнического) института по учебно-научной работе.
Накануне Отечественной войны Алексей Григорьевич получил известность среди геологов страны как исследователь, деятельность которого была сопряжена с петрологическим и геологическим анализом древних кристаллических пород, образующих фундамент Центрального Кавказа. Он сделал многое для успешного проведения микроскопического и физико-химического анализа метаморфических и изверженных пород, что было обусловлено решением целого ряда прикладных задач. Для геологов такие исследования привлекательны прежде всего потому, что архейские и протерозойские комплексы горных пород земного шара, формирующие платоформенные и орогенные области, несут в себе гигантские месторождения железа, свинца, меди и других металлов. В них, кстати, сосредоточено 50% современных запасов золота и урана.
Такой металлогенически перспективный характер древнейших кристаллических толщ привлёк к себе особое внимание учёных и производственников. Одним из лидеров их исследования на Кавказе стал А.Г. Кобилев. Он и руководимые им сотрудники открыли до Отечественной войны множество месторождений полезных ископаемых: хромита, никеля, магнезита, свинца, цинка, меди, сурьмы, мышьяка, ртути, графита, поделочных камней. Весьма обширными были обнаруженные им месторождения золота. Алексей Григорьевич был удачливым золотоискателем.
Каждый раз при открытии нового месторождения драгоценного металла он любил приговаривать: «Видеть вглубь мы должны, чтоб пополнить копилку страны». И действительно, создавалось впечатление, что древние кристаллические толщи под взглядом исследователя высвечивали свои богатства, словно бы под волшебным рентгеновским лучом.
В 1940 году Алексей Григорьевич был избран вторым секретарем Новочеркасского горкома ВКП(б), а в декабре 1941 года – первым секретарем горкома и назначен председателем комитета обороны города. С декабря 1942 г. по март 1943 г. работал в Москве в ЦК ВКП(б) ответственным организатором организационно-инструкторского отдела. Там, кроме всего прочего, Кобилев курировал создание бесшумного оружия, предназначенного для партизан и подпольщиков.
С марта 1943 по август 1947 г. он секретарь Ростовского обкома по угольной промышленности и энергетике, а затем – 3-й секретарь того же обкома. Алексею Григорьевичу довелось руководить работами по возрождению угольных шахт Донбасса. Весом его вклад в восстановление разрушенного во время немецкой оккупации народного хозяйства Ростовской области.
Вернувшись в родной новочеркасский вуз, Алексей Григорьевич сполна проявил и там свой организаторский талант. В послевоенные годы он возглавлял более четверти века кафедру минералогии и петрографии, с 1952 по 1959 г. был директором политехнического института. В этот период старейший донской вуз был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Это – своеобразное свидетельство того, что деятельность Алексея Григорьевича как организатора науки и образования на Дону была успешной.
В 1953 г. Алексей Григорьевич защитил в Москве в Институте геологических наук АН СССР докторскую диссертацию по теме: «Литологические исследования угленосной формации Восточного и прилегающих площадей Большого Донбасса». Диссертационная работа свидетельствовала о значительном расширении ареала его научных интересов: учёного стала интересовать проблема поиска полезных ископаемых не только на Кавказе, но и в Донбассе. Профессор Кобилев разработал основы фационально-фазового анализа осадочных пород. Этот вид анализа, являющийся составной частью тектоно-стратиграфического метода поиска полезных ископаемых, во многом обязан своему распространению именно усилиям А.Г. Кобилева. Его исследования имели первостепенное значение для выработки методологии детальной корреляции изучаемых геологических разрезов, что способствовало предотвращению обрушения выработок, внезапных взрывов газа, выбросов пород и т.п. Исследованием этой проблематики занималась большая группа отечественных учёных, одним из признанных первопроходцев среди которых являлся Алексей Григорьевич. Его научный авторитет и влияние способствовали созданию в Ростове-на-Дону специального института ВНИТРИуголь.
Под руководством Алексея Григорьевича разработаны новые методы составления палеографических карт, позволяющих осуществлять прогнозирование многих технологических и горных условий угольных пластов и залежей других полезных ископаемых. Учёный предложил новую классификацию горных пород Донецкого бассейна на принципах их парагенетически-структурных особенностей и совместно со своими сотрудниками составил более 250 прогнозных карт, построенных с использованием фактического материала, полученного при исследовании 2000 скважин, на основе 3000 подземных зарисовок по 70 шахтопластам различных углепромышленных районов Донбасса.
Ученики профессора Кобилева (он скончался в феврале 1980 г.) успешно использовали предложенный им метод при проведении конкретных анализов геологии шахтных полей. На основе его метода исследований были выполнены серии прогнозных карт, прежде всего карт устойчивости кровли угольных пластов. Это способствовало более эффективному управлению устойчивостью кровли эксплуатационных угольных лав. Названные работы сыграли важную роль в развитии угольной промышленности страны.
Судьба Алексея Григорьевича Кобилева без сомнений и удивительна, и примечательна. Крестьянский сын, деревенский паренек из захолустной глубинки стал известным на всю страну ученым, видным партийным и общественным деятелем. Жизнь наградила его общением со многими интересными и замечательными людьми, первым среди которых оказался Альберт Рис Вильямс. Институтскими наставниками Алексея Григорьевича были видные учёные-геологи, профессора – П.Н. Чирвинский, П.П. Сущинский, К.И. Лисицин. А затем на его жизненном пути повстречались многие люди с большой буквы: ученые, военные, политики, литераторы. К примеру, в 1954-м он принимал в политехническом дорогого гостя – прославленного писателя М.А. Шолохова. Их дружеское общение продолжалось затем не один год.
И все же главное дело жизни Алексея Григорьевича связано с работой в политехническом. Вот строки из его служебных характеристик: «Профессор Кобилев требователен к себе в исполнении своих обязанностей; он является таким и по отношению к своим сослуживцам и студентам». Или: «А.Г. Кобилев – крупный специалист в области геолого-минералогических наук, он успешно руководил и руководит кафедрой, много сил и энергии отдает подготовке инженеров, тесно увязывает свои исследования с производством». Или: «Профессор Кобилев – автор более 200 научных работ, ряд которых получил широкую известность не только у нас в стране, но и за рубежом».
Конечно, есть в приведенных строках нечто шаблонное, но за сухим канцелярским языком этих формулировок явственно проглядывает образ исключительно работоспособного, безраздельно преданного своему делу исследователя и педагога.
Его нагрудный «иконостас» был богат наградами: среди них ордена Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, 2 ордена «Знак Почёта». Судьба бывшего хвалынского крестьянина взволновала современников. Недаром об Алексее Григорьевиче снято несколько документальных кинофильмов, написаны книги, опубликовано множество статей в периодической печати.
В наставлении к геологам-первокурсникам профессор Кобилев писал: «Хорошая работа требует мобилизации не только всех сил ума, но и всего потенциала сердца. Учтите, для неё требуется отточенный разум сердца». С этим трудно не согласиться.
Глубокая символика его судьбы проявилась, думается, в том, что паренек, вышедший из глубинных пластов народа, дерзнул посвятить свои силы и способности поискам научнообоснованных путей проникновения в другие глубинные пласты – необъятные земные недра. И подобно сказочному поводырю, он постиг премудрость безошибочно указывать людям, где им искать уголь, залежи золота, месторождения полиметаллов и мышьяка. Его смело можно назвать человеком-рентгеном, который был способен видеть сквозь земные толщи.
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.