Организация размещения в гостиницах». Мероприятие прошло в рамках организованной НОУ «Учебный центр «РЕЙНА КЛАСС» серии обучающих семинаров и мастер-классов, нацеленных на повышение качества услуг и повышение профессиональных услуг донских специалистов турбизнеса. Вся затея носила чисто профессиональный характер, СМИ не приглашались
Тем интереснее было принять участие в такого типа мастер-классе, тем более, что кроме теоретической части была реализована и чисто практическая – в виде деловой экскурсии по самой гостинице, в ходе которой директор и помогающая ей управляющая гостиницей, профессионально поделились планами развития своего предприятия, и дали оценку перспективам развития гостиничного бизнеса в условиях кризиса и четко ответили на многочисленные вопросы коллег..
Не для кого не секрет, что экономический кризис резко скорректировал планы больших транснациональных отелей и их сетей по экспансии в южный регион. Из семи намеченных к приходу в регион сетей, только две подтверждают заявленные ранее намерения. В обычных условиях считается нормальным сроком окупаемости для отелей 4-5 «звезд» 10 лет и более, особенно если говорить о гостиничных комплексах, кроме собственно мест проживания имеющих достаточно сложную и дорогостоящую инфраструктуру.
В этой ситуации на первые роли неожиданно стали выдвигаться именно небольшие частные мини-отели, вроде того же «Эрмитажа», насчитывающего 31 двухместный номер. Конечно, они находятся в иной рыночной нише, чем, скажем, гостиницы Сочи. Интересно, что в Питере, безоговорочном лидере по развитию мини-отелей в России, количество койка-мест в их структуре уже достигло 30 процентов от общего и в ближайшие 2-3 года специалисты ожидают, что куда более уютные мини-отели с человеческим лицом завоюют половину рынка.
В том же Питере они объединены в Ассоциацию, по типу саморегулируемых организаций, которая при поддержке Торгово-промышленной палаты, Правительства Северной столицы и ряда заинтересованных структур активно лоббирует интересы отрасли. Как утверждает г-жа Бырдина, за два года существования, ее мини-отель наработал частную персональную клиентуру в обеих столицах: «Вот сидит человек в Москве или Питере, и так ему уже все надоело, что вдруг решает он махнуть куда-нибудь развеяться, хотя бы в тот же Ростов. С бронированием и сервисными услугами у нас проблем нет, благодаря тому, что наш отель строился под началом мощной частной туристской структуры «Рейна Тур НТВ» – потому обслуживать предпочитающих отдыхать в одиночку или семейными парами для нас дело привычное. Помочь разработать персональный маршрут в Таганрог, Азов или по Дону для наших специалистов не просто не проблема, у нас есть свои комфортабельные автобусы, возможность проводить видео-конференции, гостиница оборудована Wi-Fi выходом в Интернет, есть напрокат ноуты, видеокамеры и все необходимое оборудование, как и положено по статусу четырех- «звездочному» отелю. В том числе, мы работаем и для туристов из-за рубежа. Вообще внутренний туризм, как и въездной – это то, на что мы делаем в нынешних условиях ставку. И еще – на туризм деловой. В планах – добавить к имеющемуся конференц-залу на 40 мест и комнате для переговоров на 10 мест специальный зал еще на 80 мест и ресторан. При том, что финансовая политика у нас достаточно гибкая, номера обойдется вам от 3`000 до 10`000 (двухместный люкс) рублей в сутки. А для ведения переговоров мы готовы предоставлять помещения вообще с почасовой оплатой, начиная от 300 руб/час.
Как подтвердил один из самых известных в России экспертов по развитию регионального туризма, также принимавший участие в мастер-классе, Алексей Коробков, такой подход вполне реален и совершенно правилен, ибо, несмотря на кризис, внутренний и въездной туризм ежегодно увеличивают свои показатели не менее чем на 20 процентов, их сдерживает только нехватка достойный мест расселения и специалистов на местах.
Аналогичной точки зрения придерживается и директор гостиничного мини-комплекса «Парк-City” Ирина Верещагина, также принимавшая участие в семинаре. В частном разговоре она сказала, что ее комплекс вообще на сегодня не нуждается в рекламе, потому что в нем попросту не хватает мест для всех желающих остановиться и надо думать не о рекламе, а о расширении. Кстати, по неофициальным данным, «Парк-City”, “Европа» и «Аврора» тоже не против официально получить «звездный» статус, благо, что принятые в июле новые стандарты качества эту задачу существенно облегчают (пока 4* на Дону кроме «Эрмитажа» имеет только «Дон-Plaza”, да сетевая «Рэдиссон САС», претендующая на 5*, как и положено отелю такого уровня).
Еще более стремительными темпами идет развитие мини-отелей за пределами Ростова. Представители Таганрога, принимавшие участие в мастер-классе, говорят, что с начала года у них открылось не менее дюжины небольших частных гостиниц, по своему уровню способных конкурировать с двумя имеющимися в городе большими отелями. Несколько скромнее, но та же тенденция просматривается в Азове и других малых городах.
Ну а об успехах развивающегося в Койсуге (Азовский р-н) мини-отеля Old House наслышаны многие за пределами донского региона. По итогам прошлого года, подведенным русской версией журнала Forbes, он вообще признан лучшим в своем классе по России и за глаза получил статус поместья.
И, напоследок, компетентное мнение возглавляющего в ростовской городской администрации новый отдел по туризму и защите прав потребителей, Владимира Бородая. Он считает, что в ближайшие два-три года номерной фонд у нас вырастет не менее, чем на 50 процентов. Вслед за ресторанным бумом мы станем свидетелями бума гостиничного, индустрия гостеприимства в регионе набирает обороты.
Сергей АГАФОНОВ
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.