Сегодня на рынке труда всё большей популярностью пользуются вакансии с театрально-мистическим названием тайный (анонимный, скрытый) покупатель. Более 90 таких предложений обнаружилось в Московской области. Для сравнения, на вакансию по специальности «инженер» в том же регионе отведено всего 61 позиция.
Как утверждает руководитель аналитического отдела рекрутингового портала Superjob.ru, Валерия Чернецова, позиция «таинственный покупатель» – самая распространённая. В сегменте маркетинга на вакансии с подобным видом занятости приходится более 42% объявлений работодателей.
Пока потенциальные соискатели, соблазняясь высокими заработками, гадают: не обман ли это, представители агентств, предоставляющих услугу «таинственного покупателя» презентуют её одним из самых эффективных способов улучшить качество сервиса. Так ли это, попытался выяснить корреспондент «РГ».
Прилипчиво-улыбчивые продавцы-консультанты, следящие за каждым движением покупателя, бесконечно-стандартные фразы «что для вас?», «вам помочь?», «спасибо за покупку» или «приходите ещё». В сравнении с советской эпохой современное российское обслуживание вышколено до предела. Зачем тогда эти игры в «тайника», «разведчика» или «шпиона»? В советские времена государство контролировало, не обманывают ли покупателей, правильно ли взвешивают. О качестве сервиса никто и не задумывался. Потребительские ожидания растут, потребитель желает получать не просто товар, а полноценную услугу.
Как этого достичь? Воспользоваться услугой «тайного потребителя». Эксперты в области проверок с внедрением тайных покупателей, говорят, что методика «Mystery Shopping», действительно, очень востребована в России. «Тайный покупатель» – это как раз тот самый инструмент, который позволяет улучшать и контролировать качество сервиса. Нелёгкая работа «тайного агента» позволяет заметить в качестве сервиса явные огрехи.
Представители общества защиты прав потребителей утверждают иное: для потребителей «скрытые проверки» особых результатов не приносят. Они считают, что добросовестный покупатель, выявив нарушение прав потребителя, должен обратиться в Роспотребнадзор или заявить в полицию. По их словам такие проверки ничем и никак не регулируются, разве что дают возможность создавать дополнительные штрафы нарушителям.
Кто на самом деле прав – многочисленные маркетинговые компании или представители Общества защиты прав потребителей – покажет время. Жаль, что руководящему составу госучреждений не приходит в голову мысль нанять мнимых больных или мнимых посетителей, для повышения качества обслуживания в поликлиниках, налоговой или почтовых отделениях связи.
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.