Тайный Ростов

Долгая дорога в небо

Долгая дорога в небо

В 1950 году в Ростове двумя глухонемыми авиаконструкторами-самоучками был построен самолет, который, несмотря ни на что, оторвался от земли

Ростовские мальчишки Эдуард Зелик и Георгий Шилов познакомились сразу после войны в школе, где обучались глухонемые дети. Мальчишек сблизило одно увлечение. Оба буквально болели небом. Но обоим из-за врожденного недуга путь в небо был заказан. Однако наперекор судьбе мальчишки стали летчиками. Их история — первый зафиксированный в летописи авиации случай, когда самолет не только построили два глухонемых конструктора - самоучки без специального образования, но и поднялись на нем в небо. Идея построить самолет и взлететь на нем появилась у ребят в 1947 году. Прекрасно понимая, что глухонемой летчик — это нонсенс, и ни одно училище, ни один авиаклуб не примут их на обучение, пацаны решили от идеи летать все-таки не отказываться, а пойти своим путем – построить собственный (сейчас сказали бы — частный) самолет и покорить на нем небо.

Запасаясь теорией

Первым шагом на пути к мечте стало изучение специальной литературы. Естественно, что таких спецпредметов, аэродинамика или сопромат, в школе не преподавали, и ребятам приходилось все свободное время проводить в библиотеках. Изучая литературу по авиации, они делали конспекты книг, выписывая самое нужное, самое важное для их дела. Идея постройки настоящего большого самолета увлекла их полностью. Они мастерили модели, делали расчеты и вычисления, учились искусству черчения по инженерным стандартам. По окончании 8-го класса друзья поступают работать на завод «Красный металлист». Именно работа на заводе помогла им получить опыт сборки и работы с различными инструментами. В 1949 г. друзья поняли, что пришло время приступать к строительству крылатой машины.

«Сборочный цех» организовали во дворе дома, где жил Эдик. Сначала молодые изобретатели изготовили фюзеляж, затем крылья и хвостовое оснащение. Теперь перед ними стал главный вопрос: где взять двигатель для самолета. Такие вещи в магазине не купишь, да даже, если бы они и продавались, денег на покупку у мальчишек все равно не было. Но отсутствие мотора — не повод опускать руки, и ребята стали искать его на свалках. После долгих поисков Эдуарду и Георгию удалось раздобыть где-то на городской свалке давно отслуживший свой век мотор от самолета ПО-2. Много времени ребята провозились с ним, и, наконец, двигатель ожил. После того, как ребята перебрали его и смазали, вычистили, подобрали новые вместо полностью испорченных деталей, мотор буквально засиял на солнце, словно только что сошел с конвейера.

Первый блин испортил чиновник ДОСААФ

Самолетом заинтересовались в областном комитете Всесоюзного добровольного общества содействия авиации, армии и флоту (ДОСААФ). Но найдя в крылатой самоделке целый ряд конструктивных ошибок, что в общем-то было не удивительно, и учитывая отсутствие спецобразования у авиаконструкторов, ДОСААФ к молодым конструкторам интерес потеряло. После первой неудачи Эдик и Георгий не впали в отчаяние. Напротив они стали еще с большим рвением изучать спецлитературу. К тому же их работа заинтересовала коллег, и вскоре к ним присоединилось еще несколько молодых конструкторов. Несколько раз теперь уже бригада самолетостроителей обращалась в Ростовский областной совет ДОСААФ, однако его председатель Юрченко только отмахивался от назойливых посетителей.

А тем временем каждый вечер после работы ребята собирались во дворе и работа кипела. В итоге самолет был заново построен. Это был самый настоящий самолет с отведенными чуть назад крыльями, рабочей «звездочкой» двигателя, удобной пилотской кабиной. Назвали его «Валерий Чкалов». Казалось, дело сделано, но теперь перед энтузиастами встал вопрос: где испытывать летательный аппарат. Обращаться в ДОСААФ не хотелось, но другого выхода не было. Опасение юношей подтвердилось. Даже не видя самолета, а только мельком просмотрев чертежи, авторитетные авиаторы заявили, что самолет сконструирован безграмотно и, только взлетев, сразу рухнет на землю.Разочаровавшись в чиновниках, ребята решили за помощью больше ни к кому не обращаться.

Дорога в небо

В ночь на 5 августа 1950 года разобранный по частям самолет «Валерий Чкалов» был перевезен через Дон. Там в поле на левом берегу его собирали два дня. Вечером 6 августа двигатель, найденный на свалке, взревел и самолет начал разбег. Георгий и Эдуард, ранее нигде не обучавшиеся управлять крылатой машиной, летели над степью. И это опять был первый случай в истории авиации, когда самолет был поднят в воздух глухонемыми пилотами. Экспериментальный полет длился 10 минут. Самолет набрал высоту 600 метров. Через два дня самолет вновь совершил 10 минутный полет. Машина хорошо вела себя в воздухе, была легкоуправляема, мотор и приборы работали исправно. Радости летчиков-самоучек не было предела. Теперь-то они смогут добиться организации в городе любительского кружка авиадела. Но, увы, чиновник Юрченко оставался непреклонен. В уставе общества содействия авиации не сказано о том, что оно должно организовывать кружки любителей, поэтому такого в принципе быть не должно.

Но и тут ребята не сдались. Получив в конце лета отпуск на заводе, они, прихватив чертежи, отправились в Москву в газету «Комсомольская правда». Там их приняли и направили в Центральный комитет ДОСААФ. Весть о любителях облетела весь ЦК. На конструкторов-самоучек пришли посмотреть прославленные летчики, герои войны. От обилия золотых звезд на груди и погонах у ребят пестрело в глазах. Рассматривая фотографию самолета, изучая чертежи и расчеты, инженеры, летчики, техники аэроклуба в Тушино удивлялись, как смогли эти двое простых работяг с завода не только построить действующий самолет, но и самостоятельно подняться на нем в воздух. Эту историю вполне можно отнести к разряду вымыслов, если бы не некоторые свидетельства: воспоминания работников аэроклуба в Тушино, заметка в «Комсомольской правде», и единственное сохранившееся фото самолета «Валерий Чкалов», на фоне которого стоят его создатели, доказавшие в очередной раз старую истину, что в жизни ничего невозможно нет.

КОНСТРУКЦИЯ

Самолет «Валерий Чкалов» был двухместным. Имел двигатель М-11 и стандартный воздушный винт. Самолет этот относился к расчалочным высокопланам. Крыло снизу имело три расчалки, а сверху над фюзеляжем была установлена стойка, состоящая из четырех труб, к которой крепились верхние расчалки крыла. Для начинающих авиаконструкторов создание такого самолета было выдающимся достижением.

ИЗОБРЕТЕНИЕ

Кроме самолета Эдуард Зелик построил аэросани, катер и два легковых автомобиля, один из которых служил особенно долго. Был даже сделан вертолет собственной конструкции.

Алексей ОПРЫШКО ИД «Провинция» «Газета Дона»

Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.


Смотрите также

Пока что новостей в этом блоке нет