Внедрение инклюзивного подхода в НУШ — важный этап не только для развития украинского образования, но и украинского общества в целом. Всем без исключения детям, независимо от особенностей их развития или образовательных потребностей, важно предоставить равные возможности обучения. Этот подход уже доказал свою эффективность по всему миру, поэтому требует пристального внимания со стороны общества и поддержки от государства и в нашей стране.
Сложность внедрения инклюзивного обучения в неспециализированных школах состоит в том, что к каждому ученику с особыми потребностями в обучении требуется индивидуальный подход — и в подборе ассистента, и в выборе методик обучения, и в закупке соответствующего оборудования.
По ссылке можно ознакомиться с полным ассортиментом учебных средств, наборов и техники, рекомендованным Министерством образования и науки для инклюзивных школ и кабинетов инклюзивно-ресурсных центров.
Для удобства предлагаем поделить все средства обучения, используемые в инклюзивных школах, согласно их назначению. Получим пять основных категорий:
Теперь предлагаем детальнее рассмотреть каждую категорию современных средств обучения, с помощью которых можно создать инклюзивное образовательное пространство на базе любой отечественной школы.
В учебном процессе в НУШ используется огромное количество современных дидактических материалов, и большинство из них можно успешно применять и в инклюзивных классах. К примеру, художественный планшет, бизиборд или аналогичный развивающий планшет для детей, которым требуется активное развитие мелкой моторики, магнитный планшет с шариками, магнитный конструктор — купить эти средства обучения в Украине можно у многих ведущих поставщиков школьных товаров. Или же заказывайте комплексный набор Монтессори, в котором есть все необходимое для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по данной методике.
Эта категория инклюзивного оборудования является наиболее понятной и часто используемой педагогами, поэтому, как правило, с подбором таких материалов возникает меньше всего проблем.
Использование кинетического песка, атрибутов кукольного театра и даже лего анимации несет положительный терапевтический эффект для развития и коррекции психоэмоционального состояния всех детей — и с особыми потребностями в образовании тоже.
На что обратить внимание при выборе соответствующего оборудования? В первую очередь, на качество товаров и на их соответствие особенностям учебного плана ребенка. Также отдавайте предпочтение многофункциональным конструкциям, которые можно различными способами использовать в учебном процессе. Например, современная песочница для кинетического песка может быть оснащена специальной крышкой и съемными ножками — так она легко трансформируется в развивающий столик для детей.
Пребывание в сенсорных комнатах позволяет регулировать психическое и эмоциональное состояние с помощью воздействия освещения, тактильных ощущений, звуков и музыки. Из рекомендованного для школ оборудования можно выбрать подходящий сенсорный гамак или сенсорный коврик для детей, различные виды сенсорных покрытий и дорожек, мягкий пол для детских комнат в форме пазлов, модульный мягкий конструктор для детей.
Кроме того, практичным вариантом для сенсорной комнаты станет приобретение специального бассейна, заполненного разноцветными шариками. Игры в нем не только способствуют расслаблению и снятию стресса, а и хорошо влияют на физическое развитие детей: укрепляют различные группы мышц, влияют на правильное формирование скелета, оказывают мягкий точечный массаж на тело ребенка. Сухой детский бассейн купить можно даже в магазине игрушек — но в таком случае обязательно обращайте внимание на качество таких товаров и нетоксичность материалов, из которых они изготовлены.
Занятия лечебной физкультурой для самых младших можно проводить, используя игровые комплексы, сенсорные дорожки и полусферы, стандартные для каждого спортзала мячи и спортивные стенки для детей. Но для полноценной реабилитации необходимо закупить специальное оборудование:
В отдельных случаях может понадобиться мебель для логопедического кабинета, специальные стулья и столы для закрепления навыков сидения.
Современное оборудование в комплексе с учебным программным обеспечением позволяют организовать занятия в увлекательной игровой форме, достигая при этом отличных результатов в развитии ребенка с особыми потребностями, обучении его новым знаниям и навыкам, коррекции психоэмоционального состояния. Такие игры позволяют наладить контакт с ребенком, развить его навыки коммуникации, командной работы, самовыражения.
Чтобы проводить развивающие интерактивные игры для начальной школы и дошкольных учебных учреждений, понадобится специальное оборудование: мультимедийный проектор, проекционная поверхность и специальное программное обеспечение. С помощью такого набора оборудования можно оборудовать в кабинетах, сенсорных комнатах или игровой зоне:
Больше полезных рекомендаций от практикующих учителей и методистов читайте на сайте компании B-Pro — эксперта в сфере образования. Или обращайтесь к специалистам компании по телефону
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.