Олег Петрушин
Не за горами новый сев. И жатва-2009. Однако до сих пор никто не может определиться с урожаем прошлого года. Куда его девать? Минувшим летом донские хлеборобы собрали свыше 9 миллионов тонн зерна. Такого изобилия донская земля не знала за прожитые десятилетия рыночной экономики, аналогичные объемы пшеницы уродились еще в перестроечном 1990-м году. Однако нынешние показатели мало кого радуют из представителей агропрома. По словам сельчан, в результате возникшего кризиса перепроизводства зерна цены на него установились ниже себестоимости.
По словам председателя ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств Ростовской области (АККОРа) Александра Родина, по «классической» схеме считается, что на одного человека нужна тонна зерна в год. Такие объемы обеспечивают его не только хлебобулочными изделиями, но и мясом вскармливаемых на все том же зерне птиц и животных. Исходя из этой логики, объемы нынешнего урожая двукратно превышают региональную потребность (по данным переписи 2002 года на Дону проживает 4404 тысячи человек). Но...
Cегодня донским фермерам, скорее, мил прошлогодний недород, когда палящее солнце сожгло часть их посевов. Благо, для тех, кто полностью не погорел, в силу возникшего дефицита установились весьма выгодные цены, позволяющие успешно развиваться. С минувшего же лета рынок рушится, сейчас стоимость продукции хлеборобов упала в несколько раз. И теперь многие боятся, что нынешнее изобилие их разорит.
- В прошлом году стоимость зерна составляла от 7 тысяч рублей за тонну, - рассказывает председатель АККОРа Александр Родин. - За это время на 40-50% подорожало горючее, на 70-200% - удобрения, вдвое увеличилась стоимость запчастей. С учетом затрат на транспортировку фермер должен продать предназначенное для производства кормов фуражное зерно по 5 тысяч рублей — чтобы не разориться.
А тем временем пришла пора платить налоги и возвращать кредиты за приобретенную в лизинг технику. По данным министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, сейчас различные холдинги и перерабатывающие предприятия предлагают за тонну продукции от 2,5 тысячи рублей. Стоимость предназначенного для производства кормов скоту фуражного зерна в среднем по области вдвое ниже обозначенных АККОРом 5 тысяч. При этом, по словам фермеров, разъезжающие по станицам перекупщики предлагают продать зерно по смехотворным ценам.
- Себестоимость тонны моего зерна без учета транспортных затрат - 3,5 тысячи рублей, - говорит глава тацинского фермерского хозяйства «Петухов» Владимир Петухов. - Значительно хуже тем, кто набрал кредиты. Теперь многие отдают зерно перекупщикам по 1800 рублей, чтобы расплатиться с долгами. Еще можно везти зерно в Азов, где его возьмут по 2700 рублей, из них 700 рублей с каждой тонны уйдет на транспортные расходы. Все наши летние труды пошли насмарку, обильный урожай поверг нас в бедность. Дело идет к тому, что мы будем выращивать зерно лишь для собственных нужд.
По словам фермера, для получения качественной продукции необходимо вкладывать деньги в удобрения, передовые, дорогостоящие технологии. Например, обрабатывать земли с вертолета. Но как показывают результаты минувшего сезона, на селе нет никакого смысла повышать производительность.
Хотя от нынешней ситуации и крупные сельхозпредприятия отнюдь не в восторге. По словам помощника генерального директора по АПК компании «Бизон-Юг» Владимира Клименко, на изобильную осень они возлагали более оптимистичные надежды. Сейчас выращенная продукция лежит в мешках. По такой «технологии» зерно способно пролежать максимум год, хранить его длительное время негде. Пусть на Дону есть и ныне пустующие элеваторы, в которых можно годами его держать, ожидая лучших времен. Однако после приватизации все они стали частными, пользоваться их услугами длительное время - себе в убыток.
В ответ на сложившуюся конъюнктуру государство предприняло попытку искусственно разогреть рынок, начав скупку зерна у сельчан за счет бюджетных средств по более высоким ценам. Однако, по словам фермеров, государственные цены все-таки не соответствуют реалиям. С учетом требующихся для участия в процедуре предварительных денежных сборов и затрат на оформление документов продавать то же фуражное зерно даже по изначально объявляемой цене - 4100 рублей все равно убыточно. К тому же в ходе торгов на биржах идет игра на понижение, в результате государство покупает товар еще дешевле.
- Это не интервенция, а насмешка над крестьянами, - считает председатель АККОРа Александр Родин. - За рубежом на сельхозпродукцию устанавливаются цены, обеспечивающие стабильность сельчанам. А у нас государство ведет политику торговцев-перекупщиков.
Один из биржевых пунктов, курируемых донским минсельхозом, расположен в Ростове-на-Дону. Причем, областные власти осуществляют закупки за счет федерального бюджета и на торгах присутствуют представители АПК других регионов, охотнее сдающих государству свою продукцию.
- Мы предупреждали сельчан еще в августе о приближающемся обвале, предлагая сбывать продукцию по 5-6 тысяч рублей за тонну, - говорит начальник отдела закупок для государственных нужд, зерновых интервенций и выставочно-ярмарочной деятельности минсельхоза Ростовской области Сергей Челбин. - Но почему фермерские хозяйства разобщены? К нам приезжали делегации из Южной Кореи, Саудовской Аравии, даже Италии, желающие купить от 100 до 500 тысяч тонн зерна. Что мешает тому же АККОРу, объединив фермеров, сформировать единую зерновую партию?
По словам Сергея Челбина, стоимость зерна в соседних областях дешевле, так как у донских сельчан более высокие транспортные расходы на его перевозку внутри региона. На Дон может приехать сельчанин из Волгоградской области или Ставрополья, продать зерно, причем, сдавать продукцию на элеватор ему придется по месту жительства. Безусловно, приезжие фермеры дополнительно сбивают цены, а многие донские сельчане реализовывать его не торопятся.
Впрочем, проблему нынешнего перепроизводства объявленная на Дону интервенция в принципе не способна решить, поскольку в ее ходе планируется скупить 1200 тысяч тонн (пока что куплен символический объем - 200 тысяч). И сейчас в области останется более 4 миллионов нереализованной продукции. Вести экспансию в другие регионы тоже малоперспективно, поскольку собранный в стране урожай на 20-30 миллионов тонн превысил существующие потребности государства. К тому же основные объемы относятся к категории фуражного зерна, бесполезного в пищевой промышленности. По итогам минувшей осени донской АПК успешно перевыполнил данное губернатором Ростовской области Владимиром Чубом российскому премьеру Владимиру Путину обещание — собрать не менее 7 миллионов тонн зерна. Однако что теперь делать с его излишками, пока не ясно.
- Нынешнее изобилие позволит государству пополнить резервный зерновой фонд, который был израсходован в прошлом году в результате засухи, - говорит Сергей Челбин. - Но цены на него останутся низкими. Лишь весной можно предполагать небольшое удорожание, и то незначительное.
- Действительно, у нас возникли проблемы со сбытом зерна, зато богатый урожай обеспечил низкую стоимость кормов для животноводов, - отмечает заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Валерий Поляков. – Например, теперь свиноводство стало одной из высокорентабельных сфер в АПК. Ситуация здесь сложилась прямо противоположная в сравнении с прошлым годом, теперь животноводство успешно поднимается.
Прошлогодняя засуха установила на рынке высокие цены, которые оказались на руку хлеборобам, но нанесли удар животноводству. Содержать скотину стало не выгодно, в результате поголовье пошло под нож, дополнительно снизился спрос на зерновую продукцию. И именно прошлогоднему недороду мы обязаны произошедшим несколько месяцев спустя взлетом цен на мясо. В сравнении с прошлым годом стоимость зерна весьма символична, однако существенного снижения цен на мясо как-то не видно. И это не удивительно, ведь ныне реализуемая скотина преимущественно выращивалась на дорогой прошлогодней продукции.
Практически каждый год на Дону производятся излишки зерна. Но их не надо пытаться кому-то продавать, их следует превращать в мясо, - заявил нашему корреспонденту известный донской инвестор, председатель технического совета группы компаний «Эстар» Вадим Варшавский, недавно построивший на Дону два крупнейших свинокомплекса по 100 тысяч голов каждый, ставших филиалами организованного предприятия «Русская свинина». – Я убежден, что рентабельность в донском животноводстве выше, чем даже в такой доходной сфере, как металлургия. И со временем экспортируемое регионом мясо станет одним из главных доходных источников бюджета.
А тем временем у некоторых фермеров зреет опасение, что Варшавский монополизирует мясную отрасль. Правда, как заверяет инвестор, он не намерен торговать свининой на рынках, его товар пойдет в универсамы и гипермаркеты, расположенные в том числе и в ряде других регионов. А выращенных на подворьях свиней торговые сети, в принципе, не возьмут, поскольку эта продукция не соответствует их требованиям. Но даже гигантские объекты «Эстара» физически не способны поглотить раздувшиеся донские закрома. По словам Александра Родина, для получения 1 килограмма свинины в живом весе требуется около 3 килограммов зерна. Примерный вес откормленной на убой свиньи в районе ста килограммов, соответственно, ей требуется 0,3 тонны. Умножив эту величину на 200 тысяч голов, получим 60 тысяч тонн. Примерно столько зерна будет потреблять «Русская свинина» каждые 8-9 месяцев.
Наверное, в силу своих климатических особенностей Дона такой путь - единственно верный для достижения экономической гармонии в АПК. А пока львиная доля продаваемого в области мяса является привозной. И пришедшее на село горе от изобилия чем-то напоминает небезызвестное детское «стихотворение-перевертыш», где специально все ставится с ног на голову: «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под собаки лают ворота. Лошадь ела кашу, а мужик овес, села лошадь в сани, а мужик повез»...
По словам тацинского фермера Владимира Петухова, минувшей осенью около 80% земель района засеяно без удобрений, так как теперь у сельчан на них нет денег. Аналогичную проблему уже в региональном масштабе отмечает и председатель АККОРа Александр Родин. Все это неизбежно скажется и на качестве урожая, и на объемах, чего не могут не опасаться желающие заняться животноводством. Иными словами, теперь есть повод предполагать, что в следующем году ситуация окажется схожей с прошлогодней: из-за постигшего регион недорода цены на зерно вновь взлетят и станут неподъемными для животноводов.
- Вот так нас и бросает из одной крайности в другую, - говорит Александр Родин. - Государство должно регулировать цены на сельхозпродукцию путем закупок нереализованных объемов по реальной, а не убыточной стоимости, а также предоставления фермерам субсидий. Пока этого не произойдет, прогнозировать, что же нас ждет в следующем году, в принципе невозможно. А так в нынешней ситуации нет никакого стимула ни разводить скот, ни сеять зерно.
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.