В Ростовском академическом театре драмы имени М.Горького пришла премьера спектакля «Дело Карамазовых» в постановке М. Чумаченко (Москва). Художник-постановщик – Ю. Гофман, костюмы Н. Пальшковой, автор инсценировки А. Курейчик.
Наверно, правильно делают сегодня известные российские режиссеры (Кама Гинкас, Юрий Погребничко), когда берут для постановки далеко не весь материал, который предлагают романы Федора Михайловича. Это же умопомрачительно – пересказать в лицах, скажем, «Бесов». А «Братьев Карамазовых» - произведение в 12 книгах?! Но именно это и пытаются сделать на своей академической сцене «горьковцы», повинуясь воле сценариста. Что, как говорится, «в осадке»? Правильно – только уголовная история ХIХ века.
С философией Федора Михайловича в спектакле – «напряженка». Тут бы текст успеть произнести: зритель-то нынче долго в зале сидеть не привык. Вот и торопятся все успеть в три часа выговорить весь текст, что оставлен инсценировщиком для понимания происходящего. А ведь оставлены почти все сюжетные линии!
Действие ведет следователь (Сергей Власов), вызывая для дачи показаний участников дела. Правда, следствие плавно переходит в судебное заседание, что уловит лишь очень внимательный зритель. Роскошная Грушенька (Кристина Рыженкова) вместе с не менее роскошной Катериной Ивановной (заслуженная артистка России Наталья Гординская) сойдутся в короткой схватке за Дмитрия Карамазова (Сергей Галкин), а старец Зосима (народный артист СССР Михаил Бушнов) кротко поклонится будущему страданию старшего из братьев Карамазовых. Продемонстрирует свои гаденькие страстишки Федор Карамазов (народный артист России Николай Сорокин). Вроде все, как романе, но уж очень схематично, как бы штрихами обозначено, не прожито подробно актерами – словом, как в сериале.
У Конан-Дойля есть рассказ под названием «Смерть русского помещика». В ходе знакомства с ним читатель узнает, что отец знаменитого Шерлока Холмса часто бывал у Герцена, где и познакомился с Достоевским. Автор «Братьев Карамазовых» подарил роман отцу великого сыщика. Книга по наследству перешла к сыну, который усомнился в том, что убийца действительно лакей Смердяков. По ходу рассказа Холмс весьма убедительно доказывает, что у каждого из братьев был мотив и возможность для совершения отцеубийства.
После спектакля остается такое же впечатление: собирая доказательства вины именно Дмитрия, в самом конце следователь так и брякнет: «Да не убивал он!», оставляя обывателя, не читавшего роман, в недоумении.
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.