Политика

Закон поправит монополистов на рынке связи

Закон поправит монополистов на рынке связи

Бурное развитие российского рынка телекоммуникаций сопровождается не менее бурным обсуждением действий его участников и перспектив по улучшению регулирования рынка, соблюдая при этом баланс интересов и компаний и их клиентов. С 1 июля входящие звонки на сотовые телефоны стали бесплатными, но тройка ведущих сотовых компаний – МТС, «Вымпелком» и «Мегафон» уже в августе взялась компенсировать упущенные доходы.

Бурное развитие российского рынка телекоммуникаций сопровождается не менее бурным обсуждением действий его участников и перспектив по улучшению регулирования рынка, соблюдая при этом баланс интересов и компаний и их клиентов. С 1 июля входящие звонки на сотовые телефоны стали бесплатными, но тройка ведущих сотовых компаний – МТС, «Вымпелком» и «Мегафон» уже в августе взялась компенсировать упущенные доходы.

Словно сговорившись, они повысили стоимость первой минуты разговора примерно на 50 копеек и установили между собой единые более низкие (95 копеек за минуту), чем для других компаний (1,1 руб.), расчетные ставки на обмен телефонным трафиком (звонки с телефонов одной сети на другую или т.н. интерконнект).

Это вызвало подозрение у Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая в середине августа возбудила дело против ведущей тройки операторов на предмет сговора. Возможность ужесточения антимонопольных требований к сотовым компаниям рассматривают и в Госдуме. В частности, депутат Максим Коробов готовит поправки в ст.2 закона «О связи», определяющую понятие существенного оператора. «Оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, - оператор, который вместе с аффилированными лицами обладает в географически определенной зоне нумерации или на всей территории Российской Федерации не менее чем двадцатью пятью процентами монтированной емкости либо имеет возможность осуществлять пропуск не менее чем двадцати пяти процентов трафика», гласит статья. Тарифы таких операторов на пропуск трафика и присоединение сетей других операторов регулирует государство в лице Россвязьнадзора. Кроме того, они обязаны вести раздельную отчетность по затратам и доходам, а по ней можно оценивать себестоимость услуг и адекватность цен для клиентов.

Сейчас существенными признаны лишь крупные операторы фиксированной связи, но депутат считает это не справедливым и предлагает распространить этот критерий на всех операторов – и фиксированных, и сотовых.

Если это случится, то в реестр существенных операторов могут попасть сотовые компании «большой тройки», обслуживающие около 143 миллионов абонентов и вместе контролирующие 86,1% российского рынка сотовой связи. Тогда можно будет увидеть, какова себестоимость их услуг, и понять, насколько обоснованно они повышают свои цены. Ведь по большому счету, никто точно не знает, действительно ли после введения принципа «платит звонящий» компании потеряли так много денег или они просто решили воспользоваться ситуацией, чтобы нарастить прибыль.

В Мининформсвязи пока воздерживаются от радикальных мер и считают, что вопрос о необходимости введения госрегулирования межоператорских тарифов сотовых компаний нуждается в дополнительном анализе. В противном случае они могут попасть под пресс двух антимонопольных механизмов. Дело в том, что в июле 2006 года президент РФ Владимир Путин подписал новый закон «О защите конкуренции», который вступит в силу в ноябре и который существенным образом меняет механизмы защиты конкуренции. Он ужесточает требования к монополистам и более четко определяет критерии по признанию компаний доминирующими на рынке. И хотя по этому закону доминирующими не могут быть признаны компании, занимающие менее 35% рынка. При этом отдельным законом допускается устанавливать требования, по которым субъекты рынка могут быть признаны доминирующими и с меньшей долей рынка, чем 35%. В данном случае, речь идет о существенных операторах, занимающих не менее 25% рынка (по двум упомянутым выше критериям).

Специалисты министерства оценивают возможности совместного применения двух законов и целесообразность изменения антимонопольных норм закона «О связи». В любом случае, решение в этом вопросе не может быть принято без оценки последствий этих поправок для рынка и потребителей.

По сообщениям Мининформсвязи РФ

Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.


Смотрите также

Рост строительства жилья  и инвестиционной активности: губернатор Ростовской области отчитался итогах работы правительства в 2023 году
Рост строительства жилья и инвестиционной активности: губернатор Ростовской области отчитался итогах работы правительства в 2023 году
В 2023 году доходы областного бюджета выросли почти на треть. Как и годом ранее, он остается профицитным. Об этом