В работе форума приняли участие представители органов госвласти РО, депутаты Госдумы России, представители федеральных министерств и ведомств, муниципальных образований, члены ВСМС. Обсуждался ход муниципальной реформы, начавшейся в стране 1 января 2006 года, проблемы в деятельности органов МСУ, накопившиеся за полтора года их работы.
Участники форума подписали Соглашения между Ростовским региональным отделением ВСМС, региональным отделением партии ЕР и фракцией ЕР в Донском парламенте.
Перед самым началом заседания председатель Ростовского регионального отделения ВСМС, депутат Законодательного Собрания Ростовской области Александр Ищенко, отвечая на вопросы журналистов, подчеркнул: «...Сегодняшний форум – это выражение консолидированной позиции муниципалитетов по решению основных проблем, с которыми сейчас сталкиваются местные власти. Это налоги, бюджетное регулирование, решение земельных вопросов, жилищный фонд, социальная защита граждан. Все эти предложения подготовлены и будут обсуждаться участниками форума. Думаю, что голос муниципалитетов будет услышан и на региональном и на федеральном уровнях...».
На форуме выступил председатель ЗС Ростовской области, член президиума Ростовского регионального политсовета партии ЕР Александр Попов. Он, в частности, сказал:
– Очень многие у нас в области сомневались в необходимости столь кардинальных реформ. Но надо отдать должное: мнения губернатора области и депутатов Законодательного Собрания совпали. И в итоге Ростовская область стала одной из немногих территорий страны, которая с начала прошлого года в полном объеме взялась за реформу местного самоуправления. Проведена колоссальная работа, все сомнения остались позади. И теперь есть все основания заявить: да, работа органов МСУ еще во многом несовершенна, однако в своей основе решение было верным. Почти все поставленные задачи достигнуты, реформа проведена в полном объеме. Сделано главное: сформированы органы власти на всех уровнях местного СУ, определены основные источники финансирования полномочий, закрепленных за органами МСУ, а их достаточно много. В результате реформы на местах активизировалась работа по сбору налогов, появились ростки новых методов управления. И особенно там, где поняли: ответственность переложить уже не на кого. Во многих местах навели порядок на кладбищах, людям просто объяснили, что нужно беречь память о своих предках.
По словам А. Попова, МСУ действительно можно отнести к ресурсам развития государства, причем этот ресурс особого свойства – он саморазвивается. И теперь важно заставить его заработать на всю мощь. Кстати, на ближайшем заседании ЗС планируется обсудить промежуточные итоги реформы МСУ.
Как отмечалось, все полномочия, переданные в ведение органов МСУ, на Дону обеспечены достойным финансированием. На поддержание поселений тратится до половины областного бюджета! Дотационность местных органов власти в среднем по области составляет 20%, а по некоторым сельским районам - свыше 40%. По мнению спикера, можно ставить задачей ликвидацию этой дотационности, однако полностью выполнить ее не удастся – мировая практика говорит об этом. И ничего страшного в этом нет. Но к цели этой нужно идти, на местах должны укреплять собственные источники финансирования, повышать собираемость налогов и т.д.
Высоко оценила ход муниципальной реформы на Дону руководитель ЦИК ВСМС, депутат Госдумы России Светлана Разворотнева. Ростовскую область она назвала «счастливым исключением». А в целом по стране в органах местной власти «масса новых неопытных людей», которых еще учить и учить – за счет федерального бюджета. Иначе они не «вытянут», в частности, ЖКХ страны, задолженность которого достигла астрономической суммы – 365 млрд. рублей!
По словам докладчицы, в этом году ВСМС намерен не только обсуждать внесенные правительством РФ законы, но и вносить собственные. Так, уже подготовлен закон о статусе выборных лиц МСУ, поправки в ряд важнейших документов. ВСМС активно участвует в рассмотрении федерального бюджета на ближайшие 3 года, уже сформированы предложения к депутатам Госдумы. В частности, они касаются финансирования строительства дорог в поселениях, обучения представителей МСУ, диагностики состояния объектов ЖКХ, разработки федеральной программы приведения объектов ЖКХ в нормативное состояние и др. Эти вопросы поддержаны партией ЕР, их важность подчеркнул президент страны в своем ежегодном Послании к Федеральному Собранию.
На форуме была принята резолюция. С докладом по этому вопросу выступил Александр Ищенко. Он констатировал, что ресурсы МСУ «используются не в полной мере». Зачастую органы госвласти не рассматривают органы МСУ как полноценных партнеров в решении общенациональных задач. Муниципальное сообщество лишено возможности участвовать в обсуждении путей реализации важнейших решений, не существует институциональных механизмов, обеспечивающих обмен мнениями между госвластью и органами МСУ, учет консолидированной позиции муниципалитетов.
Отсутствие необходимой материально-финансовой базы не позволяет органам МСУ осуществлять перспективное социально-экономическое планирование, вкладывать средства в приоритетные направления. Более того, существующих ресурсов не хватает даже на обеспечение текущих задач.
Участники форума обратились к руководителям федеральных органов госвласти с призывом активнее использовать потенциал местного самоуправления в решении проблем, стоящих перед Российской Федерацией, способствовать созданию условий для реализации этого потенциала. Предложено создать институты, позволяющие учитывать предложения муниципального сообщества по ключевым вопросам развития страны. Ими могли бы стать муниципальная комиссия, а также трехсторонняя комиссия при правительстве РФ, участниками которой должны стать представители федеральных органов власти, представители субъектов РФ и представители муниципального сообщества.
Приняты также обширные рекомендации к центральным органам власти. Отмечено, что по мере реализации федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» все более значимой становится проблема его финансового обеспечения. Эта проблема стала ключевой после того, как в
2005 – 2006 годах был значительно расширен перечень вопросов местного значения. Расходные обязательства муниципалов выросли, при этом необходимые доходные источники за местными бюджетами не закрепили.
В этой связи внимание Центра обращено на проблемы низкой обеспеченности муниципальных образований собственными налоговыми доходными источниками. С 2006 г. основными из них стали два налога – на имущество физических лиц и земельный. Их доля в составе бюджетов муниципальных образований в Ростовской области составила в среднем 13,8%. Столь низкие показатели обусловлены, во-первых, низкой собираемостью налогов, а во-вторых, большим числом федеральных налоговых льгот. Потери от этих льгот консолидированного бюджета РО оцениваются в 200 млн. рублей.
Для решения этих проблем предложено внести изменения в налоговое и бюджетное законодательство, в частности – увеличить число местных налогов, повысить нормативы отчислений в местные бюджеты от федеральных налогов. Рекомендовано также «кардинально сократить» число налоговых льгот либо возмещать местным бюджетам недополученные налоговые доходы от предоставления указанных льгот.
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.