После подписания Россией Международной Конвенции по правам инвалидов, где особое внимание было уделено теме инклюзивного образования, в стране встал вопрос о том, как сделать наиболее эффективным и комфортным совместное обучение здоровых школьников и учащихся с ограниченными возможностями. Насколько наши школы приспособлены для детей с инвалидностью и как может отразиться на их будущем учеба в обычной школе? Об этих и других сторонах внедрения инклюзивного образования в Ростове-на-Дону «Известиям» рассказала Галина Соколюк – руководитель городской общественной организации инвалидов «Феникс».
В донской столице сегодня проживает около 80 тысяч людей с инвалидностью, в числе которых — 2100 детей-инвалидов, причем 75 процентов из них – школьного возраста. Хорошо это или плохо – учиться в обычной школе? Галина Соколюк убеждена, что инклюзивное образование давно было необходимо. И переоценить его значение для будущего детей-инвалидов трудно.
– Люди с инвалидностью, независимо от их возраста, сталкиваются с множеством трудностей. И зачастую не могут получить качественное образование, в том числе и школьное, а, значит, впоследствии им будет трудно со своими знаниями устроиться на хорошую работу и достойно конкурировать с обычными людьми, – поясняет руководитель «Феникса». – Наша организация провела исследования того, как сложилась жизнь и судьба инвалидов, которые получили разное среднее образование, и опросила 100 семей, где есть дети с инвалидностью. До недавнего времени у детей-инвалидов было всего два пути – обучаться в коррекционной школе либо на дому. А это уже образование недостаточно высокого качества. И, когда после окончания школы вставал вопрос о том, куда идти учиться дальше, даже наличие льгот для студентов вузов или колледжей не помогало им в учебе. И, с трудом доучившись до конца первого курса, они вынуждены были уходить, так как не соответствовали общему уровню большинства студентов. Поэтому инклюзивное образование для инвалидов просто жизненно необходимо: тогда они получают достаточные знания, не выпадают из социума, вырастают жизнеспособными и коммуникабельными. И становятся самодостаточными людьми, а не обузой обществу, как думают некоторые.
Одним из ближайших положительных примеров для России, по словам Галины Соколюк, может стать Азербайджан, который уже сделал инклюзивное образование одним из приоритетов государственной политики. Там строят школы, приспособленные для инвалидов, а имеющиеся учебные заведения переоборудуют. Как это будет проходить в нашей стране, пока неясно, ведь в России (и в Ростове, в частности) практически все школы построены в классическом стиле и состоят из трех-пяти этажей, высоких лестничных пролетов и узких дверей. Туалеты в таких учебных заведениях недоступны для детей с ограниченными возможностями, а входы в здание неудобные. Поэтому даже учащиеся с небольшим отклонением не могут ходить в школу, и, значит, получать нормальное стандартное образование. То есть их конституционные права не исполняются или исполняются не в полной мере из-за недоступной среды жизнедеятельности. Определенную роль тут играет и не подходящий для инвалидов общественный транспорт, ведь в большинстве автобусов и троллейбусов города, не говоря уже о маршрутных такси, практически невозможно ездить людям с ограниченными возможностями. Получается, и добираться до школы таким детям почти нереально.
В ходе исследований консультанты организации инвалидов «Феникс» узнали ряд удивительных моментов. Во-первых, оказалось, что многие школы не решаются принимать учащихся с инвалидностью. Причины здесь разные: и сомнения в том, как таких учеников воспримут остальные дети, и боязнь самих педагогов потерять контроль над аудиторией, если в классе будут находиться школьники с инвалидностью, которым придется уделять повышенное внимание. Во-вторых, обнаружился и другой подводный камень – оказывается, препятствием к инклюзивному обучению являются еще и родители здоровых детей, выступающие против совместного обучения своих чад и ребят с инвалидностью! И это притом, что речь идет об адекватных детях, имеющих физические, а не ментальные недуги и только этим и отличающихся от своих обычных сверстников.
Что касается отношений ребят с инвалидностью с другими школьниками, то их можно правильно выстроить, если подготавливать обычных детей к приходу одноклассников с инвалидностью с ранних лет, говорит Галина Соколюк. Работа предстоит большая, и «Феникс», как одна из первых организаций инвалидов в регионе, прошедших специальное обучение в Москве и изучившая международный опыт в этом направлении, уже давно сделала первые шаги подготовки общественного мнения и правильного информирования к подготовке внедрения инклюзивного образования. Консультанты из числа молодых инвалидов проводят в средних общеобразовательных учебных заведениях Ростова «Уроки доброты». На этих мероприятиях ребятам рассказывают, что дети, хотя и разные по внешнему виду, национальности и уровню здоровья, все равно равны друг перед другом, во многом похожи и имеют равные права. И, кстати, «Феникс» снял целый документальный фильм о том, как благотворно сказались «Уроки доброты» на общем микроклимате в школьном коллективе. В классах между ребятами улучшились отношения, прекратились всевозможные дразнилки и подножки.
Другой немаловажный вопрос – подготовка педагогического коллектива к обучению детей с ограниченными возможностями. Следует уметь правильно общаться с ними, соблюдать социальный этикет и преподавать знания тем ученикам, у которых есть даже незначительные отклонения здоровья вроде небольшого нарушения зрения или слуха, либо хромоты. С этой целью «Феникс» организовал Ростовский Ресурсный Центр инклюзивного образования. На базе центра проводятся консультации семей с детьми-инвалидами, семинары молодых инвалидов, впоследствии ведущих уроки в школах, семинары для педагогов. Здесь можно договориться о проведении в школах «Уроков доброты» и в целом получить правильные знания как о подобном образовании, так и о целях и нуждах современных инвалидов.
– С нами уже активно работает ряд продуктивно мыслящих директоров школ, например, Октябрьского района Ростова. Это в частности, Ирина Овчаренко — директор школы ?43, Татьяна Павленко, возглавляющая школу ?50. Кроме того, 2 июня мы провели совместно со школой ? 80 Кировского района совместную акцию «Дети должны учиться вместе» в поддержку инклюзивного образования. В мероприятии приняли участие около 50 ребят, получивших новые знания о детишках с инвалидностью. Был даже конкурс рисунков на асфальте! Хотелось бы, чтобы такие акции проводились чаще и с нами сотрудничали и другие школы.
Сколько же может потребоваться времени на внедрение инклюзивного образования в целом по стране? Галина Соколюк приводит в пример Великобританию, в которой этот процесс занял около 20 лет. Однако руководитель «Феникса» надеется, что ее опыт, как опыт ее сотрудников, поможет Ростову со временем занять достойное место в российской системе инклюзивного образования.
Полина Пустовойтова
Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.