Культура

Сергей Герт:  "Те, кто пришли в театр, они, конечно, бесстрашные"

Сергей Герт: "Те, кто пришли в театр, они, конечно, бесстрашные"

Художественный руководитель таганрогского Чеховского театра Сергей Герт рассказал о том, как переживает времена, когда маски из традиционной театральной эмблемы стали символом пандемии и переместились со сцены в зрительный зал.

Чеховский театр вернулся к «мирной жизни» после вирусного карантина со слезами на глазах.

- Такого волнения мы ещё не испытывали», - вспоминает Сергей Герт. – Перерывы в творческой деятельности бывали и раньше, но этот – вынужденный – оказался особенным и психологически очень сложным.

- Но восстановление произошло? Или расхожее пророчество, что теперь жизнь никогда не будет прежней, сбывается?

- Да, восстановление произошло… Театр - это ведь такое место, попадая в которое ты оказываешься в другой жизни и уже через несколько минут можешь забыть и про разбитые дороги, и про мусор на улицах, и даже про коронавирус. Тут ведь нет телевизоров – никто не нагнетает страсти. И вот ты переключаешься на другую жизнь, которую тебе показывают. Пусть хотя бы на два часа…

- Кстати, насчет того, «что показывают»: на репертуарную политику как-то повлияет этот кризисный отрезок времени?

- В результате пандемии люди стали беднее. Они будут ходить в театр реже. Когда люди живут в целом хорошо, им хочется, заняв место в зрительном зале, пострадать, испытать катарсис, поплакать… А когда людям жить сложнее, то им проблемные спектакли не совсем хочется смотреть. Им хочется увидеть что-то яркое, красочное... Так вот нам кажется. Поэтому спектакли, которые будут выпущены до нового года, они именно такие.

Одна постановка - комедия «Звёздный час» Кена Людвига - история про театр, про оперного певца. Вторая – «Тогда в Севилье». Втрое название – «Дон Жуан». Это пьеса нашего автора Самуила Алёшина, написанная ещё в 50-е годы, когда драматурги хорошо писали. По сюжету Дон Жуан - это женщина. Вот такая версия. В планах создать такой настоящий испанский спектакль-карнавал. И это пока всё, на что хватает ресурсов.

- Которых стало ещё меньше?

- Театру сейчас особенно тяжело - в зале теперь всего 200 зрителей может находиться, согласно новым требованиям. В результате расходы театр несёт как на полный зал, а получает денег гораздо меньше. Причём невозможно просчитать, сколько их будет, потому что так называемая «капсульная» рассадка…

- Что это означает?

- Мы же не знаем точно, какие места будут проданы, потому что, к примеру, пришли трое зрителей вместе - им три места продали. А следующие все вокруг – уже, значит, не продаём.

- Игра в морской бой?

- Да, такой «морской бой». И сложно прогнозировать, сколько мест будет продано. Плюс расходы, связанные с санитарными нормами – маски, дезинфекторы. Раньше мы ставили спектакли за счёт того, что мы зарабатывали. Вот простой пример с точки зрения экономики: если раньше спектакль сыграли на 400 человек - получили 150 тысяч дохода, то теперь это может быть всего 40 тысяч. А затраты на выпуск спектакля – около полутора миллионов рублей. Вопрос – сколько потребуется времени, чтобы заработать и поставить хотя бы один спектакль? Вот с чем мы сейчас столкнулись.

- Что изменилось в зале кроме рассадки? Может быть, атмосфера стала иной?

- Сейчас играть стало тяжелее - видишь полупустой зал и при этом не видишь лиц. Они в масках. И это делает реакцию зрителей совсем иной. Такое ощущение, что все мы разъединены тревогой, страхом. Хотя, те, кто пошли в театр, они, конечно, бесстрашные. Да и все мы, кажется, уже бесстрашные. Почти перестали верить в те ужасы, которые показывают и рассказывают. Устали бояться и недоумевать, почему на рынок - можно, в маршрутку – можно, а репетировать трем артистам нельзя.

Мы, конечно, пользуемся введёнными правилами, но порой кажется, что они написаны в жанре фарса. Вот, например, инструкция от Роспотребнадзора о том, на каких условиях могут работать театры: «Поющие и выразительно говорящие артисты на репетиции соблюдают дистанцию не менее 4 метров…». Но мы, наверное, невыразительно говорим.

До нового года репертуар свёрстан, а дальше всё туманно. Московские режиссёры тоже не хотят строить никаких планов, общее настроение – подождём, что будет. Под вопросом вообще вся новогодняя кампания.

- Но даже в эти суровые для искусства времена кажется, что единого профессионального театрального сообщества в стране не существует...

- Нет, это не кажется. Увы, так и есть. Причем, источником многих проблем театра являются сами театральные деятели, подчас думающие прежде всего о том, как что-то урвать для себя. По-моему, катастрофа началась тогда, когда театры стали делить на федеральные и муниципальные. Что это значит - что в провинции зрители должны получать какое-то искусство на двух табуретках, а за тем, что получше, ехать в областной центр, а ещё лучше - в Москву? Мы, конечно, испытываем чувство гордости, что в столице есть прекрасные театры с современным оборудованием, но хотелось бы, чтобы и в нашем было не хуже.

- Время переходить в онлайн?

- Театр - это искусство сопереживания. Никакие компьютерные технологии не заменят живого искусства. Если зритель придёт и будет сопереживать тому, что происходит на сцене, подключаться к эмоциям – плакать, хохотать вместе с актёром - это театр. А зрелище на экране это уже что-то другое, может быть, сериал… Но только не театр психологического направления. А ведь наш театр именно этим всегда отличался и поэтому был востребован и за рубежом. И будущее, думаю, именно за таким театром.

Беседовал Виктор ГАЛЬПЕРИН


Источник фото: автор

Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.


Смотрите также

Президент России присвоил звание народного артиста ростовчанину Константину Лавроненко
Президент России присвоил звание народного артиста ростовчанину Константину Лавроненко
Президент России Владимир Путин присвоил звание народного артиста РФ актеру Константину Лавроненко, родившемуся
В Новочеркасске выбрали подрядчика, который займется ремонтом знаменитого Атаманского дворца
В Новочеркасске выбрали подрядчика, который займется ремонтом знаменитого Атаманского дворца
В Ростовской области подведены итоги торгов по выбору подрядчика, который займется реставрацией Атаманского дворца
В ростовском отеле «Дон-Плаза» установили памятную табличку на номере, где останавливался Высоцкий
В ростовском отеле «Дон-Плаза» установили памятную табличку на номере, где останавливался Высоцкий
В ростовском отеле «Дон-Плаза» установили памятную табличку на одном из номеров, в котором почти 50 лет назад
Ростовское издательство выпустит комикс по мотивам романа «Преступления и наказание»
Ростовское издательство выпустит комикс по мотивам романа «Преступления и наказание»
Издательство «Феникс» в апреле выпустит графический роман «Преступление и наказание» по произведению Федора